полоса

ЧЕРНАВСКАЯ ТРЕТЬЯКОВКА

 

В далеком 1970 году в Липецкой области появилась… Третьяковская галерея! Что еще более удивительно, обладателем коллекции живописи и графики известных советских художников стал не Липецк или Елец, а… находящееся в стороне от основных дорог, почти «пограничное» село Чернава.

— Передовой опыт нашего скромного сельского клуба отметили на коллегии Министерства культуры РСФСР, – рассказывает об истории возникновения коллекции директор Чернавского поселенческого центра культуры и досуга Ольга Инютина. – Все произведения по распоряжению самой Екатерины Фурцевой нам подарил Московский художественный комбинат. В тот день работы тех же авторов отправляли в Третьяковскую галерею, отсюда и наша Малая Третьяковка.

Она хранит более ста живописных пейзажей и портретов, натюрмортов и графику. Узнаваемая размашистая манера Виктора Сорокина, акварельная невесомость Анатолия Климова, изумительная проработка светотени у Владимира Минаева, экспрессия линогравюр Евгения Бачурина и Алдоны Скирутите… Широкая публика их не видела, поэтому по инициативе возник совместный проект Центра изобразительных искусств (Липецк) и творческого объединения «ХОЛМ», который посвятили 60-летию области. «Молодежный вестник» выступил в роли информационного спонсора.FOTO-112

— Вы из города, да? А что делаете? – юркий мальчишка, крутившийся неподалеку добрых двадцать минут, все-таки решается подать голос. Голос оказывается неожиданно звонким в тяжелой монолитной жаре. Звонким и каким-то «солнечным», как и сам обрызганный веснушками паренек.

— Из Липецка, – киваю и машу рукой куда-то в неизвестном направлении, но чтобы было понятно – издалека. – Мои друзья пишут этюды и потом устроят у вас выставку. Видишь, краски, кисточки, мольберты. Они художники.

— Как дядя Коля? – деловито осведомляется мой новый знакомый.

Понятия не имею, кто такой дядя Коля, но на всякий случай киваю – судя по всему, он пользуется у парнишки большим уважением.

— А вы тоже художник? Где ваши краски?

Захлопываю блокнот с пометками и улыбаюсь.

— Нет, я журналист. Хочу рассказать в газете о вашем селе и о Малой Третьяковке. Ты знаешь, что там хранится уникальная коллекция?

— Да, мы с учительницей ходили смотреть, мне одна понравилась, с птицами, – оживляется мальчик и глубокомысленно добавляет: – А вы все-таки тоже художник.

— Почему? – теперь настал черед удивляться мне.

— Ну как же, их картины мы видим, а ваши в уме представляем. Они рисуют, и вы рисуете. Только они красками, а вы — словами.

Я прищуриваюсь против солнца и перевожу взгляд на маленькие фигурки, устроившиеся на склонах. Улыбчивая Аня, сейчас увлеченно и сосредоточенно склонившаяся над мольбертом. Балагур Петя в забавной шляпе, высматривающий что-то за горизонтом. Полускрытая травой Надя, наверное, снова приметила какой-нибудь живописный листок с непременной букашкой. По серо-сизой проселочной дороге неспешно идет Света, силуэт ее контурно чуть подрагивает в душном воздухе. Сюжеты? Вполне.

Так началось мое знакомство с Чернавой.

Еще через полчаса паренек пришел с друзьями, наперебой желающими показать нам еще более красивые места и почувствовать свою причастность к созидательному процессу. Потом стали подтягиваться взрослые – те некоторое время молча наблюдали, а затем стали солидно, со значением интересоваться, где можно посмотреть готовые работы и берут ли художники заказы. Ребята отшучивались, мол, портретистов среди них нет, все больше по речкам да лесам специалисты. Как бы то ни было, новость о пленэре и грядущей выставке быстро облетела Чернаву.

Пленэр объединил очень разных людей: как профессиональных живописцев, так и тех, чей род занятий с миром искусства не связан. От творческого союза молодых художников «ХОЛМ» в Чернаве собрались: иконописец Евгений Артемов; преподаватель липецкой ДХШ № 1 Анна Кушнарева;

мастер гончарной керамики из Лебедяни Петр Космаков; преподаватели Липецкого техникума сервиса и дизайна Надежда Бутакова и Ксения Семенова. Ученики: металлург Сергей Бабич и экономист Наталья Смольянинова. Куратором пленэра от Центра изобразительных искусств выступила его директор Светлана Иноземцева.

Финансовую поддержку оказали учредитель Центра изобразительных искусств Лариса Присекина, депутат Липецкого горсовета Анатолий Давыдов и руководитель рекламного агентства «Форвард» Людмила Сешенова.

«Мне грезился древний храм…»

Художники – люди особенные. Им свойственно подмечать мелочи, как правило взгляд не цепляющие. В их среде и звуки будто бы сочнее, и запахи отчетливее, и цвета насыщеннее оттенками. Пленэр оставил в памяти каждого из них свои особенные истории. Сегодня ими поделилась Анна Кушнарева.

– Меня поразил Троицкий храм (вероятно, все же Троицкий, так как часть жителей называет его Троицким, часть – Никольским). Высокий, могучий, как богатырский шлем, забытый на высоком берегу речки Чернавки (вот и подумаешь, чем мы хуже Италии, и у нас есть свои «чудесные развалины»).

И что нас дернуло тащиться туда с тяжелыми рюкзаками и холстами… Но художники – люди, как ты говоришь, особенные, за удачным видом полдня прошагать могут. Поднялись на холм и замерли от восторга – у подножия храма озерцо, отражение не шелохнется, невольно вспомнился Покрова на Нерли.

Надежда БУТАКОВА о Чернаве:

— Село и его окрестности необыкновенно живописны. Встанешь где-нибудь с этюдником, и можно уже никуда не уходить – столько красивых видов открывается прямо перед тобой, слева, справа… А потом освещение меняется, вечереет – и пиши новые этюды, другой цветовой гаммой.

За весь пленэр к нам не прилетел ни один комар – так было комфортно и работать, и отдыхать! Настоящий курорт.

А какие там люди! Спокойные, с чувством собственного достоинства, доброжелательные. Идешь по селу – местные жители здороваются. Сначала нам, городским, было непривычно, а потом с таким удовольствием стали в ответ приветствовать и улыбаться – по-моему, в этом особая народная мудрость, желать здоровья всем окружающим.

Интересно разговаривать с селянами: о храмах, о художниках, о том, какая рыба ловится… Даже мимолетные встречи без слов запоминаются. Идем как-то утром на этюды, а у домика старенькая бабушка сидит. Закрываю сейчас глаза, и как наяву видится: солнечное утро, зеленая улица, в росистой траве живность пасется. И эта бабушка на нас смотрит – такая добрая, родная. Тепло от таких воспоминаний.

«За державу обидно»

Возможно, проект поможет решить и еще один очень важный для чернавского ДК вопрос.

– Когда-то у галереи был свой смотритель, сейчас катастрофически не хватает средств даже для поддержания условий хранения работ, – признается Ольга Инютина. – А они должны быть особыми, ведь под воздействием влаги, перепада температур, прямых солнечных лучей и живопись, и графика портятся. Осыпается красочный слой, поверхность трескается, подрамники может «повести», цвета тускнеют. Конечно, непростительно будет растерять все это, уже сейчас, спустя всего-то сорок лет, обладающее большой художественной и исторической ценностью. Вокруг часто говорят о преемственности поколений, о сохранении культурного наследия, о воспитании уважительного к нему отношения. Хотелось бы, чтобы слова не оставались просто словами.

А ведь посмотреть на нашу коллекцию приходят целыми делегациями, люди разного возраста, от школьников до пенсионеров. Кроме того, на поэтические чтения памяти нашего земляка, поэта-фронтовика Павла Шубина приезжают и гости из ближнего зарубежья. Тут уж, как говорится, за державу обидно.

Мы не претендуем на новое здание, старое в хорошем состоянии, только кое-где требуется ремонт, на который, увы, нет средств. И нет оборудованного для демонстрации картин помещения. Нам очень нужна помощь, и надеемся, на нашу проблему обратят внимание власти и все неравнодушные люди.

Ждите выставку в Липецке!

Да, скоро этими натюрмортами и пейзажами смогут полюбоваться и липчане – в начале осени выставка переедет в Центр изобразительных искусств (ТЦ «Ноябрьский»). Вместе с ней к нам уедет и часть чернавской коллекции.

– На мой взгляд, пленэр получился в меру созерцательным и достаточно продуктивным, – подводит итог директор центра Светлана Иноземцева. – Вспоминаю беседу с тамбовскими художницами, мамой и дочерью Ириной и Софьей Бирюковыми. Мы привозили в галерею их выставку «Сербия». Так вот, по их мнению, должно получиться не менее шести работ в день.

FOTO-111Еще один важный момент – узнаваемость. Все среднерусские пейзажи похожи, поэтому задача куратора – помочь художникам определиться с натурой. Это только кажется – выходи на любое место и пиши в свое удовольствие, а потом все работы будут как близнецы. Места в Чернаве красивые, есть очень приметные, старая мельница, к примеру, или заброшенная фабрика. Вот в таких и писали.

Темп и динамику задавала Аня Кушнарева, чтобы искали разные ракурсы, делали как можно больше этюдов. Потом, дома, по памяти и впечатлениям можно будет поработать по этим основам с фактурой, цветом, что-то подправить.

Вообще, любой пленэр – это огромная работа, как подготовительная, организационная, так и непосредственно творческая, ведь мы, по сути, внедряемся своим культурным пространством в пространство иное и пытаемся его как-то преобразовать. А оно в свою очередь меняет нас. От степени такого взаимного влияния и зависит успех.

Екатерина ЛЁВИНА,

«Молодежный вестник».

Ваш отзыв

Вы должны войти, чтобы оставлять комментарии.