ЧТО ИМЕЕМ — НЕ ХРАНИМ?..

 

«Ломать — не строить, душа не болит» — этот печально и широко известный афоризм, всего вероятнее, был рожден именно в России. А по времени он наиболее соответствует событиям послереволюционным, когда на смену царскому режиму пришел советско-коммунистический. Пророческой оказалась мысль тургеневского нигилиста Евгения Базарова о том, что  «сначала место расчистить надо, а строить потом». Озвученная в романе «Отцы и дети» задолго до появления партийного гимна «Интернационал», она стала в нем вполне даже программной: «…Весь мир насилья мы разрушим до основанья, а затем…» А порушено было много чего, в том числе созданные великими зодчими ценнейшие памятники истории и культуры, церкви. Главное же, калёным железом выжигалась вековая духовность, жестоко преследовались и уничтожались великие умы. Да, прошло время, Советский Союз на «обломках самовластья» стал высокоразвитой индустриальной страной, атомной и космической державой. Но случились приснопамятные лихие 90-е, не стало Союза, но осталась Россия. Её становление проходило в условиях дикого рынка, криминального беспредела, грабительской «прихватизации», бесконечных огульных реформ и махровой коррупции. Результат: угроблены промышленность, сельское хозяйство, здравоохранение, просвещение и даже армия. В двухтысячных начались процессы обратного свойства — к лучшему, Россию небеспричинно зауважали в международном сообществе, с ней стали считаться как с заслуживающим доверия партнером — и в экономике, и в политике. И народ российский от безысходности в большинстве своем воспрянул, все больше верит в светлые перспективы. Но многое для него в идущих в стране процессах остается не слишком понятным. В том числе, так называемая оптимизация в здравоохранении, просвещении и других важных общественно значимых сферах…

В частности, настойчиво внедряемые в жизнь новации «Почты России». Созданная Петром I «государева служба» в наше время год от года все более хиреет. К руководству в ней пришли так называемые менеджеры современности, и они, денно и нощно как бы заботясь о процветании почты, по сути, губят ее на корню. Главные служебные функции по доставке адресатам почтовых отправлений, периодических подписных изданий давно отошли на задний план. Уже в начале 90-х резко упали тиражи газет и журналов всех уровней, что можно объяснить резким обнищанием народа, элементарным безденежьем. К примеру, у измалковского «Восхода» подписчиков стало почти втрое меньше, аналогично — с областными и центральными изданиями, если не хуже. В разы сократилось и число всяческих почтовых отправлений. А служба-то есть, и ей надо на что-то существовать. Тогда-то и занялись российские почтовики побочной «коммерцией». В Измалково, в частности, дело дошло до того, что на почте стали принимать стеклотару, дабы выручить на разнице стоимости ее сдачи в специализированные пункты хоть какие-то деньги. Вместе с конвертами, открытками, марками здесь стали торговать стирально-моющими средствами, продуктами питания, стройматериалами. Почтальонам в нагрузку к основным обязанностям вменили разносную торговлю — в том числе и под заказы населения.

Прошло 20 лет. Изменилось ли что к лучшему? Отнюдь. Начальникам почтовых отделений и особенно  почтальонам урезали зарплату — ниже некуда. На такую — поди-ка найди дельного работника. Вот и работают спустя рукава. Было время, когда из сел и деревень района в редакцию поступали многочисленные жалобы, что газеты носят через пень-колоду, 1-2 раза в неделю. Там теперь, видать, попривыкли читать новости второй свежести, не ропщут. Зато редкий день обходится без тревожных звонков от жителей райцентра: кое-кто из них — хорошо, если огулом — получает газеты пару раз за неделю, а бывает и хуже.

Ситуация такая определилась не вдруг, но вызревала долгие годы. Тем не менее, всем трудностям вопреки, тираж «Восхода» от 1700 экземпляров в начале 90-х к середине двухтысячных вырос до 3000.  Но случилась «оптимизация», наш район попал под патронаж Елецкого почтамта, и редакция «СВ» менее за полгода потеряла без малого тысячу своих подписчиков. С большим трудом на начало 2014 года подняли тираж до 2600 экземпляров. Казалось уже, что во 2-м полугодии результат будет существенней. Но… «Почта России» с февраля на треть повысила стоимость доставки газет из Липецка в районы области. Думалось, выдержим такую нагрузку. Но почтовики сделали новый неожиданный шаг: 20 марта редакции были официально уведомлены об увеличении тарифов на услуги по приему заказов на подписку и доставку районных газет в 2,7 раза — от 113 до 303 рублей. Большинство «районок» области в этих условиях сохранили свои каталожные цены («СВ» — 117 руб.), без этого никак нельзя, ибо нечем будет платить той же «Почте России» за погрузку и перевозку газет.

Что называется, удар «под дых», почти нокаут. И поделать с этим ничего нельзя: условия диктует не областное почтовое ведомство, а Москва — ФГУП «Почта России».

Интересно, какими соображениями руководствуются столичные почтовые начальники? Какие для «государевой службы» грядут выгоды?  Уменьшится, бесспорно, число подписчиков — без исключения на все издания всех рангов, а значит, планируемые в очередной «новации» доходы упадут непременно, несмотря на рост стоимости подписки. Не оправдает себя и услуга по погрузке и перевозке периодики — ее вес также окажется далеким от расчетного, машины будут возить еще больше «воздуха». Очень сомнительно, что вырастут зарплаты почтальонов и прочих сотрудников ведомства: меньше работы — меньше денег. Хотя, возможно, что почтальоны будут носить в «толстых сумках на ремне», к примеру, не только шоколадки, но и гвозди или кирпичи. Глядишь, и заработают прожиточный минимум.

А задумалось ли руководство «Почты России» над таким аспектом как лишение общества доступности к печатным средствам массовой информации? Понимает ли оно, что ставит жесткий барьер на пути информирования населения о том, чем и как занимается избранная народом власть — центральная, региональная, районная, поселенческая? А ведь низовая печать до сих пор была и остается самой близкой и понятной широкой читательской общественности на местах, кому до электронных СМИ в своем большинстве еще шагать и шагать — как в плане грамотности пользования ими, так и по причинам материального характера. Решение этой проблемы видится пока в еще весьма отделенном будущем, как минимум — при смене поколений.

А вот будет ли «Сельский Восход» при столь возросшей стоимости перевозок и доставки в почтовые ящики, приходить к читателям по вторникам, четвергам и субботам — если не к утреннему чаю, то хотя бы к вечернему молоку, в этом мы убедимся достаточно скоро. Но, исходя из диалогов с разного ранга руководителями и рядовыми «государевой службы», перемен к лучшему вряд ли стоит ожидать. А значит, редакциям всех без исключения газет нашей области, работая при таком  отношении почты к подписке и доставке газет, вряд ли придется рассчитывать на рост числа своих друзей — существующих уберечь бы. В такой жесткой «ломке» — на живую, через колено — душа все-таки очень болит, и даже кровоточит.

Тем не менее, уважаемые земляки, редакция «Сельского Восхода» очень рассчитывает на ваше понимание ситуации и поддержку. Вместе с нынешним вторником у вас остается только три дня, чтобы выписать газету по прежней цене — 230 рублей. Останемся вместе — ВЫ и «Сельский Восход»!

В. МИХАЙЛОВ,

гл. редактор.

About oleg

ответственный секретарь газеты «Сельский Восход»
This entry was posted in Злободневно. Bookmark the permalink.

Добавить комментарий