ДОМОВИНЫ

ДОМОВИНЫ

Точную дату основания этого села установить уже не представляется возможным. По одним данным, первое упоминание о нем относится к 1676 году, как о селе Поддомовины, расположенном под Домовиновым лесом, по другим — к 1661. То же самое и с названием. С одной стороны, слово «домовина», «домовище» означает гроб, особенно однодеревный, долбленый, с другой — «стан, притон, всякое жилье, кроме собственного дома». А вот что писало по этому поводу в 1905 году Издание Орловского церковного историко-археологического общества.

…Село Домовины, отстоящее от г. Орла в 160 вёрст на восток и от г. Ельца в 20 верст на северо-запад, широко раскинулось по холмистой, изрезанной частыми суходолами и глубокими рвами местности. Вблизи села кое-где встречаются небольшие кустарники и перелески. Почва всюду черноземная. Климат сухой и здоровый. В окрестностях есть небольшая река Воргол, протекающая в 3 верстах от села, а в 10 верстах от него проходят две железные дороги — Орловско-Грязская и Сызрано-Вяземская. При церкви села не сохранилось никаких документальных сведений ни о начале прихода, ни о происхождении его названия, нет и достоверных преданий об этом.

В настоящее время (1905 г. — авт.) приход состоит из небольшого села Домовины и 13 деревень: Курасова, Тетеринки, Мягкой, Маркова, Чаплыгина, Баранова, Целыковки, Позднеева, Тинькова, трех деревень под общим названием Усть-Воргол и Выселки помещика Глотова. Население составляют преимущественно крестьяне-однодворцы с небольшим числом крестьян, бывших военнообязанных, четыре землевладельца из купцов и один дворянин. Всех прихожан обоего пола 5435 душ, главное занятие их хлебопашество, а у женщин — кружевоплетение…

Храм Домовинского прихода во имя Каплуновской Божией Матери — каменный, построен в 1774 году и дважды был распространяем. В первый раз, в 1854 году г., в главной части его были устроены с северной и южной стороны два придела — во имя Святителя Тихона Задонского и во имя Святителя и Чудотворца Николая. В 1900 была расширена трапезная с присоединением к ней двух помещений с северной и южной стороны колокольни, переменены полы и потолки, заново оштукатурены стены и оба ветхих иконостаса заменены на новые, один из них на средства церковного старосты, крестьянина Ивана Антонова,  а другой — на пожертвования прихожан, в том числе елецкой купчихи Елизаветы Петровой и купца Дмитрия Кожухова…

К достопримечательностям Храма относится древняя чудотворная икона Каплуновской Божией Матери, на полях которой записано несколько чудес и отмечено, что сия икона была с императором Петром I под Полтавой в битве со шведами, и по молитве перед ней он одержал победу. Эта икона особо чтима жителями, на ней ценная среброзлащённая риза, пожертвованная елецким купцом Михаилом Барабашиным в 1882 году, а с 1871 года с ней традиционно 8 июля совершается крестный ход на воду. Одно лишь неизвестно, с какого времени этот образ находится в Домовинском храме, нет при церкви и никаких записей об этом…

Естественно, ничего из упомянутого в том историческом описании сегодня не сохранилось — ни икон, среди которых был еще и довольно древний, также среброзлащенный, образ Николая Чудотворца, ни самой церкви. А ведь все это наша история. История, которую мы сами же и потеряли.

This entry was posted in Общество. Bookmark the permalink.

Comments are closed.