Галина РОЩУПКИНА: «РЕФОРМА В СФЕРЕ ОБРАЩЕНИЯ С ТКО ПОВЫСИТ ЭКОЛОГИЧЕСКУЮ СОЗНАТЕЛЬНОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ»

Roshchupkina (1)Сложившаяся десятилетиями система обращения с твёрдыми коммунальными отходами (ТКО) основана на захоронении на исторически сложившихся свалках, как правило, несанкционированных. А стихийные свалки — причина загрязнения воздуха, негативного воздействия на почву и подземный водоносный горизонт. Именно поэтому основная задача реализуемой Правительством РФ и регионами реформы в сфере обращения с ТКО заключается в создании такой инфраструктуры, которая позволит максимально сократить захоронение полезных фракций и перейти на их переработку и вторичное вовлечение в промышленное производство. О нововведениях в интервью редакции «СВ» рассказала начальник управления экологии и природных ресурсов Липецкой области Галина Рощупкина.

 

— Галина Павловна, от чего, на Ваш взгляд, зависит успех этой продиктованной временем и, безусловно, значимой реформы?

— Успех реформы может быть связан только с созданием новых современных объектов, задействованных в системе сбора и удаления отходов, — от заводов до полигонов, оборудованных современными природоохранными сооружениями. В планах администрации Липецкой области — 100-процентный охват населения системным вывозом отходов, строительство мусоросортировочных комплексов, позволяющих сортировать весь объём образующихся отходов, и исключение полигонного захоронения пластика, стекла, металлов, бумаги, возврат их в производство продукции. В рамках реформы будет полностью исключена возможность использования для размещения ТКО несанкционированных свалок. Земли, пострадавшие от загрязнения, будут рекультивированы. В новых условиях региональный оператор при заключении договора на транспортирование ТКО указывает объект их конечного размещения. В случае нарушения логистики, основание для оплаты перевозчику этой услуги утрачивается. А это значит, что попадание ТКО на несанкционированные свалки практически исключается.

— Каковы функции регионального оператора по обращению с ТКО?

— Региональные операторы на территории Липецкой области обеспечивают сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение твёрдых коммунальных отходов в соответствии с региональной программой, территориальной схемой обращения с отходами Липецкой области. Они работают самостоятельно или с привлечением операторов по обращению с твёрдыми коммунальными отходами. Статус присваивается на срок 10 лет на основании конкурсного отбора. В Липецкой области действуют четыре региональных оператора: ООО «Чистый город» (Грязинская зона: Грязинский, Усманский, Добринский районы), ООО «РМК» (Северная зона: Лебедянский, Данковский, Добровский, Лев-Толстовский, Чаплыгинский, Краснинский районы), ООО «ТЭКО-Сервис» (Елецкая зона: Воловский, Тербунский, Измалковский, Долгоруковский, Елецкий, Становлянский районы, г. Елец), АО «ЭкоПром-Липецк» (Центральная зона: Задонский, Хлевенский, Липецкий районы, г. Липецк).

— Как формировалась стоимость услуги за вывоз ТКО для населения?

— С момента утверждения единого тарифа услуга по вывозу ТКО стала коммунальной услугой в соответствии с Жилищным кодексом РФ. Для жителей, проживающих в многоквартирных домах, плата за обращение с ТКО исключена из общей строки жилищных услуг и выделена в отдельный платёж, так же, как и для владельцев индивидуального жилищного фонда. В новой системе оплата начисляется, исходя из количества зарегистрированных в жилом помещении граждан (в случае их отсутствия — по количеству собственников) и норматива накопления ТКО. Норматив накопления ТКО — это среднее количество твёрдых коммунальных отходов, образующихся за год в расчёте на одного человека. Согласно постановлению Правительства от 04.02.2016 №269 «Об определении нормативов накопления твёрдых коммунальных отходов» для определения нормативов в нашем регионе в 2018 году проведены четырёхсезонные замеры нормативов накопления ТКО для физических лиц по объектам индивидуального жилищного строительства и многоквартирным домам. По специальной формуле рассчитывался норматив, который в Липецкой области установлен в размере 2,04 м3 с человека в год для многоквартирных домов и 2,7 м3 с человека в год для объектов индивидуального жилищного строительства. Таким образом, в Липецкой области установлены следующие тарифы на 1 полугодие 2019 года: 548,66 руб./м3 для Северной зоны, 492,38 руб./м3 для Центральной зоны, 509,89 руб./м3 для Грязинской зоны, 517,39 руб./м3 для Елецкой зоны.

— Куда направляются денежные средства и кто должен заключать договор с региональным оператором?

— Средства, которые региональные операторы собирают в объёме единого тарифа, идут на строительство новых объектов инфраструктуры, в том числе для захоронения и переработки отходов, приобретение техники для перевозки отходов, ликвидацию несанкционированных свалок, то есть, в конечном итоге, на улучшение окружающей среды и обеспечение благоприятных условий проживания населения. Все собственники жилья обязаны заключить договор с региональным оператором на оказание услуг по обращению с ТКО. Договор заключается путем оплаты счёта в рамках публичной оферты регионального оператора. С условиями Договора можно ознакомиться также на сайте регионального оператора. Жителям многоквартирных домов нет необходимости подписывать договор. Под обязанность заключить договор с региональным оператором подпадают все организации, у которых образуются ТКО, в том числе и садоводческие товарищества, гаражные кооперативы. Если юридическое лицо не осуществляет хозяйственной деятельности, договор с региональным оператором на вывоз ТКО всё равно должен быть заключён, поскольку в федеральном законодательстве не содержится условий освобождения юридического лица от заключения договора в таком случае.

— Будут ли предоставляться льготы на оплату услуги по вывозу ТКО?

— Поскольку услуга по обращению с ТКО является коммунальной, на неё распространяются все те же льготы, как и на другие коммунальные услуги. Средний размер льготы по обращению с ТКО в области составляет: для индивидуальных домов — 58,17 руб. на льготника в месяц, для многоквартирных — 43,95 руб. на льготника в месяц. Льготниками областного уровня считаются: ветераны труда, ветераны военной службы; ветераны труда Липецкой области; труженики тыла; лица, пострадавшие от политических репрессий; реабилитированные лица; многодетные семьи. Льготники федерального уровня: инвалиды Великой Отечественной войны и инвалиды боевых действий; участники Великой Отечественной войны, в том числе ставшие инвалидами; бывшие несовершеннолетние узники концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны, в том числе признанные инвалидами; члены семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий; лица, награждённые знаком «Жителю блокадного Ленинграда», признанные инвалидами; граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС, и приравненные к ним лица; инвалиды; семьи, имеющие детей-инвалидов. Граждане льготных категорий, которым не предоставляется льгота по оплате коммунальных услуг, в том числе по оплате коммунальной услуги по обращению с ТКО: ветераны боевых действий; семьи, потерявшие кормильца из числа граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы.

— Кто всё же ответственен за содержание контейнерных площадок?

— Региональный оператор несёт ответственность за обращение с ТКО с момента погрузки отходов в мусоровоз в местах сбора и накопления твёрдых коммунальных отходов. Если контейнерные площадки, специальные площадки для складирования крупногабаритных отходов и прилегающая территория расположены на придомовой территории, которая входит в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, то отвечать за эти объекты должны собственники помещений в многоквартирном доме. Если контейнерные площадки, специальные площадки для складирования крупногабаритных отходов и прилегающая территория не входит в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, то отвечать за эти объекты должны собственники земельного участка, на котором расположены такие площадки и территория. Там, где собственник не определён и отсутствует управляющая организация, обязанность по содержанию возлагается на органы местного самоуправления.

— Как подтвердить длительное отсутствие по месту проживания и неполучения коммунальной услуги?

— Перерасчёт за коммунальные услуги в связи с временным отсутствием осуществляется в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утверждёнными постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 №354. При возникновении оснований для перерасчёта, собственнику жилого помещения нужно предоставить региональному оператору подтверждающие документы. В качестве документов, подтверждающих продолжительность периода временного отсутствия потребителя по месту постоянного жительства, к заявлению о перерасчёте может быть приложен документ, подтверждающий временное отсутствие жильца. К примеру, справка с места учёбы.

— И последний вопрос: куда обращаться по вопросам работы региональных операторов?

— Порядок вывоза отходов, места расположения контейнерных площадок региональный оператор должен согласовать с органами местного самоуправления. Графики должны быть размещены на сайтах региональных операторов. В Липецкой области работает «горячая линия» по вопросам реализации реформы обращения с твёрдыми коммунальными отходами: 8-800-450-48-48, а также контактный телефон на базе ОКУ «Центр по обращению с твёрдыми коммунальными отходами»: 8 (4742) 25-10-22.

Подготовила Юлия ЗИМИНА.

This entry was posted in Актуально, В сельских поселениях, Здоровый регион. Bookmark the permalink.

Добавить комментарий