КРУЖЕВНАЯ ИСТОРИЯ СЕЛА АФАНАСЬЕВО

 

foto-032Слово «кружево» впервые появилось в русской летописи XIII века. Так поначалу называли отделку по краю одежды или других изделий. Первые известные русские кружева были сплетены из золотых и серебряных нитей и украшены жемчугом. Это так называемое «золотное кружево». С 18 века в кружева стали вводить цветные шёлковые нити. Кружевным узором часто украшали нарядные платки. При Петре I в Россию вместе с модой на европейские платья пришли заморские кружева. Первыми кружевницами в нашем государстве стали монахини, обученные фламандскими мастерицами.

В России новое рукоделие полюбили, всем элементам дали название, придумали собственные приёмы работы. Русские рукодельницы обогатили иноземные узоры мотивами русской народной вышивки настолько, что плетёное кружево вошло в историю мировой культуры под названием русского. Вначале кружевные изделия изготавливались в царских мастерских и служили украшением одежды особо знатных бояр. Дело это было выгодным, а потому помещики стали организовывать свои мастерские и приобщать к этому целые деревни. Так и появились вологодское, вятское, московское, рязанское, елецкое и другие разновидности кружева.

Елецкое кружево отличается мягким контрастом мелкого изящного узора (растительного и геометрического) и тонкого ажурного фона. В елецком кружеве встречаются узоры, типичные только для этой местности — «гречишка», «жемчужинка», «паучки», «вороний глаз», «павлинка», «реченька». К концу 19 века Елецкий кружевной промысел был очень хорошо развит.

В 1880 году в городе и ближних волостях насчитывалось более 4,5 тысяч кружевниц. Вплоть до 1980 годов действовали артели с центрами в сёлах Афанасьево, Домовины, Чернава, Власово. Среди них главной считалась Афанасьевская артель, которая охватывала несколько окрестных деревень: Бараново, Сахаровку, Лобановку и Казеево. Все остальные артели свозили собранное кружево в приёмочный пункт с. Афанасьево. С послевоенных лет вплоть до расформирования артель возглавляла Валентина Полосина.

Артель под её руководством поставляла кружево высокого качества и специализировалась на изготовлении «мерного» кружева, то есть кружевного полотна для края, которое можно плести сколько угодно по длине. Оно выплеталось скатками по 10 метров в соответствии с выданными в управлении Союза кружевниц сколками (Сколок — технический рисунок кружева с прорисовкой ходовой нити и местами накола булавок). Такое кружево не требовало больших умений и поэтому к его изготовлению приобщали девочек с 7-8 лет.

Сложнее было плести «сцепное» кружево — законченное изделие. Этим занимались истинные мастерицы. Среди таковых была Пелагея Родионова. Из-под коклюшек Пелагеи Ивановны выходили прекрасные лебеди, цветы и травы, кружевные броши.

Самое красивое кружево отправлялось на экспорт. Но получалось оно не у каждой надомницы, а только у самых трудолюбивых и старательных, например, у сестёр Дарьи и Фёклы Малых.

Кружевоплетением занимались и другие афанасьевские рукодельницы: Зинаида Дорохина, Варвара Малых, Лидия Тихонова, Анна Малых, Фёкла Разинкова, Екатерина Разинкова, Вера Линёва.

Кружевная стёжка пролегла и по селу Денисово. В этом селе было много кружевниц: Елена Полосина, Ольга Хомякова, Мария Фомина, Анна Пальчикова, Мария Вуколова, Глафира Полосина, Клавдия Малыхина, Екатерина Полосина, Надежда Фаустова.

Чтобы вступить в артель, необходимо было изготовить подушку. С помощью длинных булавок с головками к подушке прикалывался сколок. За булавки цепляли нити, а их свободные концы наматывали на деревянные коклюшки. Коклюшки покупали на ярмарке или изготавливали самостоятельно из клёна. Только его древесина давала будущим коклюшкам такие мелодичные голоса, за которые их прозвали «певуньями».

Сказочные плетения-переплетения складывались в волшебный мир цветов, зверей и птиц, поселившихся на воздушной паутине тюля. Каждый дом украшали салфеточки, занавесочки, покрывала и скатерти домашнего изготовления, уникальные благодаря затейливости женской фантазии, неповторимые по вариациям из сочинённых или подсмотренных узоров. Кружево было непременной частью приданого.

После распада артели интерес к кружевному промыслу снизился. Постепенно начали уходить из жизни умелые мастера, а вместе с ними секреты ремесла. Спасти от полного забвения уникальный народный промысел помогли жительницы окрестных сёл: Екатерина Полосина, Зинаида Дорохина, Евдокия Малютина, продолжив обучение детей кружевоплетению.

Сегодня с кружевной историей села юные афанасьевцы знакомятся на занятиях в детском саду и школе, а также во время визитов в сельскую библиотеку, где под чутким руководством заведующей Оксаны Шеиной ведётся плодотворная краеведческая работа. Оксана Ивановна по крупицам собирает материал о кружевном промысле села, обобщает и систематизирует его, оформляет тематические выставки, буклеты и брошюры, проводит викторины, приобщает к поискам современных рукодельниц.

Стоит отметить, что афанасьевские мастерицы и сегодня продолжают заниматься кружевоплетением, только теперь не плетут его на коклюшках, а вяжут спицами и крючком. Кружевные изделия Клавдии Шеиной, Ольги Вобликовой и Натальи Левыкиной украшают выставки местных

и районных фестивалей.

Подготовила Надежда НИКОЛАЕВА.

На снимке: После закрытия артели мастерица Е. Полосина несколько лет вела в Афанасьево кружок кружевоплетения.

Фото из архива Афанасьевской сельской библиотеки.

 

Сегодня с кружевной историей села юные афанасьевцы знакомятся на занятиях в детском саду и школе, а также во время визитов в сельскую библиотеку, где под чутким руководством заведующей Оксаны Шеиной ведётся плодотворная краеведческая работа.

About oleg

ответственный секретарь газеты «Сельский Восход»
This entry was posted in АВЕ, культура!. Bookmark the permalink.

Добавить комментарий