МОМЕНТ ВРЕМЕНИ И МАСЛО МАСЛЯНОЕ

 

 

Восьмилетняя дочка моей знакомой, склонившись над тетрадкой, усердно выводит на чистом листе… рожицы. Одна, вторая, третья. Она их  не рисует, а срисовывает с картинки на планшете. Откровенно несимпатичные физиономии приводят в замешательство. «Палка, палка, огуречик, вот и вышел человечек?» — спрашиваю шутливо, заглядывая ей через плечо, и встречаю удивленный взгляд: «А вот и нет, это МЕМЫ». Похоже, теперь моя очередь смотреть с недоумением, но девочка упреждает логичный вопрос: «Такие забавные мордашки из Интернета, вы разве не знаете?»FOTO-789

Не знаю и слышу впервые, в чем открыто признаюсь девчушке, которой, как и многим ее сверстникам, уютно и комфортно проводить свободное от уроков время тет-а-тет с компьютером. Век живи, век учись. Следуя известной истине, нахожу на одном из сайтов Всемирной паутины пояснение к слову «мем»: «объект нематериального мира, передающийся от человека к человеку вербально, не вербально, через Интернет или как угодно еще». Википедия дает более доступное и конкретное толкование: «В переводе с английского meme — единица культурной информации. Мемом может считаться любая идея, символ, манера или образ действия… В конце XX века возникла даже не получившая пока широкого признания наука меметика». Щелчок мышью на ссылку «мемы» — и взору открываются незамысловатые картинки: лица с самыми разными гримасами и подписи к ним. Их смысл вполне соответствует духу нашего времени: «Я пью чай С сахаром, это как БЕЗ, только вкуснее», «Дома нет мяса и нечего есть? А как же твоя девушка, что спит в соседней комнате?», «Пчела — это такая оса, как комар, только муха», «Сидишь за компьютером? Я стою сзади над тобой» и т. д. И это что — очень весело? Но, выражаясь языком молодежи, — прикольно, в смысле — забавно. А если учесть, что далеко не все надписи предназначены для детского восприятия — тем более! Вот он во всей своей красе — мир увлечений «продвинутых» девчонок и мальчишек. Очень хочется верить, что не всех, что есть и такие, кто любит читать книжки и отдает предпочтение живому общению со сверстниками.

Замечательно, что в моем детстве не было ноутбуков, планшетов, гаджетов и сотовых телефонов. Мы не писали друг другу электронные письма и sms-сообщения, а кричали под окнами в два, а то и в три  голоса: «Лена, выходи!» Каждый вечер, а в выходные и на каникулах — целыми днями наш микрорайон Молодежный звенел счастливыми детскими голосами. «Пятнашки», «Классики», «Съедобное — не съедобное», «От 0 до 12», «Вышибалы», «Кали-кали-стоп», «Я садовником родился», «Море волнуется — раз!», «Салки», «Жмурки»…  Кто учил нас играть в подвижные игры? Чем так манил наш двор, которым с малых лет и дорожили, и гордились? Старшие присматривали за младшими, а младшие изо всех сил старались быть послушными, чтобы и завтра брат или сестра захотели взять с собой на улицу: под свою личную ответственность перед родителями.

Все, как один, любили играть в «Момент времени». Лишь многим позднее в этом названии мы смогли распознать тавтологию. Тогда это было не важно. Увлекал сам сюжет: товарищи разбегались врассыпную, ведущий кричал: «Момент времени», все останавливались, застывали на местах, и нужно было определить на глаз расстояние друг до друга в шагах. Мы расходились по домам лишь тогда, когда чья-то мама, выйдя на балкон, громко сообщала: «Мультики!» На каких-нибудь 15-20 минут (советское телевидение больше чем два мультфильма кряду не показывало) двор погружался в тишину, и затем вновь оживал с еще большим азартом. Все выбегали на улицу с какими-нибудь съестными припасами. Чаще всего это был ломоть хлеба, намазанный  маслом или вареньем — настоящее лакомство! Но у Юрки Радченко из 72-й квартиры бутерброд всегда был вкуснее. Мы верили в это безоглядно, потому что он, Юра, любил повторять: «А у меня хлеб — с маслом FOTO-891масляным», и тут же спешил добавить: «Сорок один — ем один!» Случалось, кто-то из нас успевал крикнуть: «Сорок восемь — половинку просим!», и тогда Юрке приходилось делиться. Каким же ароматным и особенно вкусным казалось нам тогда Юркино «масло масляное»!..

Да, детства карту козырную и тузами не покрыть. В памяти навсегда остались смеющиеся, румяные лица девчонок и мальчишек с нашего двора.

Как сделать так, чтобы и у нынешних школьников детские воспоминания были живыми и яркими, связанными с образами реальных друзей, а не компьютерных мемов? Очевидно, думать над этим вопросом надлежит не только учителям, но в первую очередь нам — родителям.

Ю. МИРОШНИЧЕНКО.

About oleg

ответственный секретарь газеты «Сельский Восход»
This entry was posted in Актуально. Bookmark the permalink.

Добавить комментарий