полоса

НЕ МЕНЬШЕ, ЧЕМ В СТАРОЙ СИСТЕМЕ


По словам председателя правления Пенсионного фонда России Антона Дроздова, именно таким принципом руководствуются власти, меняя просуществовавшую менее десяти лет старую пенсионную систему на более гибкую, новую. Размер пенсии должен быть «привязан» к отработанному стажу, а среди тех, кто платит страховые взносы, не должно быть льготников. Реформа-2012 преследует, в общем, вполне логичные благие цели: вовсе не уменьшить пенсионные права россиян, а исключить уравниловку и замотивировать граждан на более продолжительный и честный труд.

В правительстве РФ обсуждение новой пенсионной стратегии в самом разгаре. Обещают на днях организовать его и в онлайне. Внимание  общественности приковано к нормативному стажу, при наличии которого человек мог бы получать трудовую пенсию по старости по обязательному пенсионному страхованию в размере 40% средней заработной платы. Условная формула 40-20-40-20 показывает, что при тарифе страховых взносов 20% заработка нужно отработать 40 лет, чтобы в течение 20 лет на заслуженном отдыхе получать приличные деньги. 20 лет на пенсии — цифра тоже условная, потому как трудовая пенсия в нашей стране выплачивается всем пожизненно. Какие все же цифры будут фигурировать в конечном варианте формулы, зависит в том числе и от мнения граждан.

К примеру, сегодняшний среднестатистический трудовой стаж — 34 года. Поэтому есть предложение заменить 40 на 35. Кроме того, будут засчитываться служба в армии, отпуск по уходу за ребенком и другие льготные периоды, которые оплачивает государство.

Пока не понятно, сможет ли будущий пенсионер самостоятельно рассчитать, какая у него будет в итоге пенсия. Слишком много заморочек, непостижимых для простого обывателя. Если в советское время учитывался заработок за любой пятилетний период или за два года перед выходом на заслуженный отдых, то теперь имеют значение все взносы, сделанные за каждый отработанный год. При этом должен быть так называемый верхний предел, зависящий от средней зарплаты в стране. Все, что выше или ниже, меняет коэффициенты в соответствующую сторону. Например, если зарплата была выше средней в 1,5 раза (средняя ныне — 26,5 тыс. руб., спрашивается: у многих ли реальные доходы близки к этой сумме?), пенсия также будет выше при отработанном нормативном стаже. Но специалисты спешат «подбодрить»: задача системы — гарантировать социально приемлемый уровень пенсионного обеспечения большинству жителей страны, а это люди со средними доходами и ниже. Причем последние встречаются гораздо чаще. Но уравниловки ведь быть не должно, поэтому «…перед более высокооплачиваемым кластером открываются в полном объеме другие возможности — добровольное пенсионное страхование — как личное, так и корпоративное. За счет этих инструментов коэффициент замещения заработка пенсий можно увеличить с 40% до 60-70%».

Государственное, добровольное и корпоративное пенсионное страхование, говорят умы государственные, следует разграничивать по принципу того, кто отвечает за взносы. За корпоративный уровень в ответе профсоюз и работодатель. Тут необходимо склонять последнего к созданию пенсионных программ, обязывать его заключать трудовой договор с работником, гарантировать ему дополнительные права. А добровольное страхование — это вопрос инструментов на рынке. Такие услуги гражданам смогут предоставлять не только НПФ (негосударственные пенсионные фонды), но и страховые компании. А вот государство должно полностью отвечать за все риски в системе обязательного пенсионного страхования. Как там оно сложится к 2030 году — не известно. Очень уж сырой и непрозрачной  пока выглядит пенсионная стратегия и явно нуждается в доработке. Будем надеяться, что мнение россиян все же учтут, ведь число критиков запланированной реформы не уменьшается…

Подготовила Ю. ЗИМИНА.

Ваш отзыв

Вы должны войти, чтобы оставлять комментарии.