полоса

ОБУЧАЯ, ВОСПИТЫВАТЬ

 

 

Духовно-нравственное воспитание… Нужно ли оно современной школе? Не стоит ли ограничиться лишь определённой суммой знаний, умений и навыков, получаемых детьми на уроках?  Ведь, как утверждают отдельные педагогические деятели, ныне задача школы – образовательные услуги.

К сожалению, подобный подход к обучению школьников, особенно в сфере гуманитарных дисциплин, противоречит веками сложившейся системе неразрывной связи обучения и воспитания. Школа не должна быть в стороне при формировании личности ребёнка, его нравственной позиции.

Так, каждый урок русского языка и литературы, по-моему, несёт в себе огромный воспитательный потенциал, способствует формированию духовно-нравственных ценностей ребёнка. Русская классическая литература способна дать ответы на любые волнующие нас вопросы. Жаль, что наши дети стали мало читать, домашнее чтение в семье – большая редкость. Вот почему именно уроки русского языка и литературы — яркие, запоминающиеся, воспитывающие — способны оказать огромное воздействие на душу ребёнка, сформировать его представление о добре и зле, чести и бесчестии, милосердии и равнодушии.

Вопросы духовно-нравственного воспитания обсуждались на районном семинаре учителей русского языка и литературы, прошедшем 26 апреля на базе СОШ с. Чернава. Открытые уроки в 5, 7, 11 классах отражали прежде всего воспитательные задачи.

Урок литературы в 5 классе, проведённый Натальей Васильевной Шумских, представлял собой путешествие в мир природы С. Есенина. Скромная, узнаваемая красота средней полосы России, музыка П. И. Чайковского из цикла «Времена года» и прекрасные стихи одного из самых русских наших поэтов – Сергея Есенина… Поэт объясняется в любви к родному краю, к русской берёзке. «Страна берёзового ситца» — деревенская Россия. Сколько любви и восхищения родной природой вложено поэтом в его лирические миниатюры! Именно такие уроки литературы воспитывают у пятиклассников патриотизм, умение видеть неброскую красоту родной земли.

Серьёзный и глубокий нравственный урок получили самые старшие школьники в процессе комплексного анализа текста под руководством учителя Ольги Николаевны Перцевой. На уроке русского языка в 11 классе в центре внимания был очерк известного русского писателя Ю. Бондарева «Оружие». Работая с текстом, старшеклассники обратили внимание на неоднозначную позицию автора: оружие красиво, но это «томящая красота, какая-то тупая сила призыва к власти над другим человеком, к угрозе и подавлению».  Оружие красиво, но «железная красота убивает самую высшую красоту творения – человеческую жизнь». Ю. Бондарев пытается заставить каждого задуматься о ценности человеческой жизни, вернее, о её бесценности. Именно такой гуманистический вывод сделали школьники. А как трагически волнующе прозвучало сообщение ученика о картине В. Верещагина «Апофеоз войны»! Как созвучны строки писателя замыслу художника! Оружие несёт в себе гибель и страдание, война бесчеловечна, противоестественна.

Воспитывать надо и глубокое уважение к слову. Русское слово молит о защите. Сквернословие, жаргонные выражения, слова-паразиты, излишняя заимствованная лексика – всё это деформирует, уродует русскую речь, в конечном счёте ведёт к деградации личности.  Урок развития речи в 7 классе «Толковый словарь В. И. Даля – кладезь народной мудрости», проведённый Натальей Владимировной Чечёткиной, способствовал воспитанию уважительного и чуткого отношения к русскому слову. Мудрость народной речи, подмеченная в своё время Далем, проявляется во всём: в исконно русской лексике, пословицах и поговорках. Приобщиться к истоку, понять глубину слова дано не каждому. Великий словарь Даля – это завет нынешнему поколению знать и ценить слова родного языка, почувствовать красоту и богатство русского слова и свою ответственность за него.

Современной школе  необходимо духовно-нравственное воспитание. Есть вечные, незыблемые нравственные ценности, знать которые должен каждый ребёнок. Хотелось бы, чтобы и каждая семья осознала необходимость нравственного воспитания и стала надёжным помощником учителя в деле воспитания высокого, доброго, вечного.

В. АНОСОВА,

учитель-методист, руководитель МО учителей русского языка и литературы МБОУ СОШ с. Чернава.

 

Ваш отзыв

Вы должны войти, чтобы оставлять комментарии.