ПЕРВЫЕ ЗАЛПЫ «КАТЮШ»


Сегодня исполняется ровно 70 лет со дня первого залпа легендарных «катюш» по немецко-фашистским захватчикам

Июль 1941 года выдался необычайно жарким. Те жители белорусского города Орша, кто не успел или не смог эвакуироваться, сидели по домам. Но прятались они не от жары — в городке и на узловой станции громко и уверенно звучала немецкая речь.

 

Фашисты чувствовали себя как дома: блицкриг развивался строго по планам великого фюрера — русские еще сопротивлялись, но это ненадолго, ведь им нечем воевать — еще пара-тройка месяцев, и война закончится очередной доблестной победой германского оружия.

Правда, фашистов смущали эти новые танки — Т-34, они создавали немало проблем. Но гениальные немецкие конструкторы обязательно найдут способ бороться с ними! А больше у русских ничего нет, кроме старых винтовок…

К 14 июля на Оршинском железнодорожном узле скопилась уйма составов: вагоны, забитые весело орущими немецкими солдатами, платформы, укрытые горбящимся тяжелым брезентом, на каждой платформе — мрачный часовой с автоматом. Один из путей занимала длинная цепь черных цистерн — бензин для гитлеровских танков и самолетов.

Ровно в 15 часов 15 минут над грузовой станцией пронесся жуткий, хватающий за душу вой. Затем раздались взрывы, грохот, и буквально через доли секунды практически все железнодорожные составы запылали ярким пламенем. Такое ощущение, что кто-то разом накрыл всю станцию огненным покрывалом. Уцелевшие нацисты в ужасе и панике метались по путям. Что это было? Обстрел? Диверсия?

Так на узловой станции города Орша гитлеровские вояки впервые испытали на себе удар знаменитых БМ-13, «катюш» или «Сталинских органов», как потом назвали их фашисты.

Первая ракетная батарея БМ-13 сформировалась уже на второй день войны. Она состояла из 7 пусковых установок, взятых прямо с испытательных стендов, 44 грузовиков, загруженных 600 реактивными снарядами, и 170 человек личного состава. Весь командный состав батареи состоял из слушателей Военной артиллерийской академии.

Командиром ракетной батареи был назначен капитан Иван Флеров. Этот выбор неслучаен. Иван Андреевич Флеров родился и вырос в рабочей семье, что было тогда крайне важно.

После окончания артиллерийского училища участвовал в советско-финской войне, где командовал батареей. К началу Великой Отечественной войны капитан Флеров уже имел боевые награды.

В ночь на 2 июля 1941 года экспериментальная батарея отправилась под Смоленск, а к 14 июля оказалась под Оршей.

В журнале боевых действий батареи записано: «14.7.1941 г. 15часов 15мни. Нанесли удар по фашистским эшелонам на железнодорожном узле Орша. Результаты отличные. Сплошное море огня», «14.7.1941 г. 16 часов 45 минут.

Залп по переправе фашистских войск через Оршицу. Большие потери врага в живой силе и боевой технике, паника. Все гитлеровцы, уцелевшие на восточном берегу, взяты нашими подразделениям в плен…» Этот первый удар был настолько эффективным и сокрушительным, что гитлеровцы, по докладам маршала Тимошенко Сталину, «… целый день вывозили раненых и убитых, остановив наступление на сутки».

Атака батареи капитана Флерова на железнодорожную станцию длилась всего восемь секунд, но за эти секунды батарея выпустила больше сотни снарядов,  и потери немцев оказались катастрофическими.

После залпов в районе Орши последовали удары по захватчикам под Ельней, Рославлем, Спас-Деменском. За три месяца боевых действий батарея Флёрова не только наносила немалый материальный урон немцам, она способствовала и поднятию боевого духа у наших солдат и офицеров,

В ночь на 7 октября колонна машин батареи попала в засаду недалеко oт деревни Богатырь (Знаменского района Смоленской области). Оказавшись в безвыходном положении, личный состав батареи принял бой.

Будучи тяжело раненым, командир взорвал себя вместе с головной пусковой установкой.

Указом Президента Российской Федерации от 21 июня 1995 года (№ 619) за мужество и героизм, проявленные в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками в Великой Отечественной войне капитану Флёрову Ивану Андреевичуприсвоено звание Героя Российской Федерации посмертно. В честь подвига батареи сооружены памятники в городе Орше и обелиск в городе Рудня. Также памятники установлены в городе Балашиха (в 2003 году) и в деревне Богатырь. Имя Флёрова носят улицы в Липецке, Грязях, Орше, Балашихе, совхоз в Смоленской области, центральная площадь села Двуречки, где родился и вырос Герой. 9 мая 1975 года здесь был открыт мемориальный музей И. А. Флерова. В 2001 году средней школе № 3 города Балашиха присвоено имя И. А. Флерова, в школе создан музей боевой славы. ВМоскве, на доме № 7 по улице Поликарпова, где формировалась батарея капитана Флерова, установлена мемориальная доска.

По материалам электронных СМИ.

 

This entry was posted in Разное. Bookmark the permalink.

Comments are closed.