полоса

ПО СТАРЫМ ЛЕКАЛАМ


Пиар-менеджеры «Газпрома» готовятся в ближайшие три года израсходовать более трех миллиардов рублей на размещение своей рекламы на телевидении

Конечно, всем владельцам телеприемников известен рекламный ролик самого простого и доходчивого содержания. На синем фоне — надпись «Gazprom», где первая буква исполнена в виде горелки. Зато слова «Национальное достояние» уже предлагаются кириллицей — для непродвинутой в изучении английского части аудитории. После того, как наш родной энергетический гигант согласует условия сотрудничества, телевидение в течение трех лет получит 3,158 миллиарда рублей.

На продвижение товара? На «раскрутку» компании? На создание положительного имиджа? Те, на кого реклама рассчитана, уже много лет не могут получить ответа на эти вопросы. При том, что главный из них, который мучает огромное число наших сограждан, звучит просто: «Зачем?». Зачем рекламировать «Газпром» так, как продвигала свои услуги единственная в советские времена авиакомпания, настойчиво предлагавшая: «Летайте самолетами Аэрофлота!». Заодно нам советовали хранить деньги в сберегательной кассе — будто в стране был огромный выбор из различных коммерческих банков. Нелепо, согласитесь, подозревать эффективных менеджеров «Газпрома» в их приверженности советским методам рекламы — компания давно успешно освоила все премудрости рыночных отношений. И, поскольку официального ответа никто по сей день не получил, мы можем только строить предположения.

Может ли компания, занимающаяся добычей, транспортировкой и продажей газа именовать себя «национальным достоянием» России? Почему бы и нет, более 50 процентов акций «Газпрома» принадлежат государству. Разве что этот «слоган» вступает в противоречие с провозглашенным руководством страны курсом на диверсификацию экономики, заявленными попытками «слезть с экспортной сырьевой иглы» и категоричным желанием избавить российский бюджет от нефтегазовой зависимости. Пока же нашим национальным достоянием в равной степени могут считаться — помимо газа — нефть и древесина, которые мы отправляем за рубеж и получаем твердую валюту.

Достояние — это то, что можно измерять в «условных единицах» и продавать за рубеж, получая евро и доллары. В других странах — возможно, отставших от России в экономическом развитии — шкала ценностей выглядит иначе.

Французская «Монд» сообщила об итогах исследования, проведенного по заказу министерства культуры: предметом изучения было понимание термина «национальное достояние» в различных государствах Европы. Ответы получились разными. Для французов национальное достояние олицетворяется, прежде всего, историческими памятниками — 63 процента опрошенных, историей и образом жизни — 48, литературой — 19, философией и мыслителями — 14 процентов. Ответов можно было давать несколько, поэтому общая сумма превышает 100 процентов. Немцы же ставят на первое место историю и образ жизни — 52 процента, исторические памятники —38, литературу — 27, музыку — 22 процента. Итальянцы выделяют исторические памятники — 38 процентов предпочтений. Далее идет музыка — 18, археология и живопись получили по 16 процентов. Финны считают главным в национальном достоянии историю и образ жизни — 42 процента и лишь потом идут архитектура — 28, литература — 26 и музыка — 23 процента. Вот этим, неверно расставившим приоритеты народам, мы и готовы продавать газ — наше «национальное достояние». Поторгуемся — сговоримся.

Ведь понятно, что проведи подобный опрос в России, все сто процентов респондентов назвали бы национальным достоянием «Газпром». Русская литература? Живопись? Музыка? Нет, в общем-то по праву мы можем гордиться коммерческой структурой, являющейся величайшим газовым гигантом в мире.

Поэтому у «Газпрома» есть все основания считать себя бесценным достоянием России. И каждодневно доказывать это по различным телеканалам — за огромные деньги. Конечно, всякая уважающая себя компания обязана иметь рекламный бюджет и грамотно расходовать его. Транжиры из американской «Уолт Дисней» на эти цели тратят ежегодно 1,9 миллиарда долларов, японская «Тойота» — 1,7 миллиарда, немного отстает «Макдональдс» с 1,2 миллиардами. Несчастные вынуждены сражаться за место под солнцем с жестокими и беспощадными конкурентами в мире капитала. «Газпром», вкладывая три миллиарда рублей, не на жизнь, а на смерть бьется за симпатии сограждан — у которых нет выбора в поставщиках «голубого топлива». И даже насмотревшись рекламных роликов, они не станут увеличивать потребление газа, если для одной кастрюльки хватает одной конфорки.

Логичнее было бы в срочном порядке изготовить что-то веселенькое для показа на украинском телевидении: дабы наши соседи поняли, наконец, что им отступать некуда, и согласились платить за газ по согласованной с Москвой цене. Или — для Китая, который по сей день страшно торгуется и не хочет принимать предлагаемые Россией условия поставки топлива. В Пекине считают, что мы запрашиваем чересчур много, в Москве уверяют, что это — справедливая рыночная цена. Поэтому рекламный ролик со слоганом «Покупай сегодня, завтра будет дороже!» с добавлением колорита в виде девушек в кокошниках хорошо бы демонстрировать именно по китайскому телевидению.

Но рекомендовать мы можем — при том, что на наши советы вряд ли кто внимание обратит. В тот же день, когда появились сообщения о благих намерениях «Газпрома» столь эффективно израсходовать рекламный бюджет, Владимир Путин сообщил: правительство выделяет дополнительно 2,5 миллиарда рублей на финансирование высокотехнологичной медицинской помощи населению. Не будучи специалистом в области рекламы, не причисляя себя к армии «элитных креативщиков», наивно предположу: передай «Газпром» рекламные деньги на финансирование медицинской помощи, мы бы даже простили «национальному достоянию» запланированное увеличение цены на его продукцию.

Но пока нам остается лишь примириться с решением руководства «Газпрома», столь разумно и расчетливо вкладывающего более трех миллиардов рублей. За эти деньги, видимо, нас будут страстно убеждать пользоваться газовыми плитами — вместо того, чтобы разводить костры на полу наших кухонь…

Виктор ГРИБАЧЕВ.

(«ЛГ», № 176).

Ваш отзыв

Вы должны войти, чтобы оставлять комментарии.