полоса

ПОЛОСА ОТЧУЖДЕНИЯ

Сразу же хочу оговориться, что по поводу состояния наших дорог вообще претензий к ремонтникам у автомобилистов немного. Да, возможно, они несколько узковаты. Да, изобилуют многочисленными и, порой, довольно крутыми поворотами. Но в целом работники автодорожных служб со своими обязанностями справляются. Неукоснительно следят за состоянием самого полотна, регулярно окашивают обочины, обновляют предупреждающие знаки, бордюры, автобусные павильоны. Тут уж что есть — то есть и против правды, как говорится, не попрешь.

Однако дорога — это ведь не только ее проезжая часть, но и то, что рядом с этой проезжей частью находится. А вот здесь как раз и возникают вопросы, потому что находится там много такого, что хотелось бы видеть более культурным, более ухоженным и менее оправдывающим свое, кем-то очень метко придуманное, название — полоса отчуждения, то есть та территория, которая располагается между дорожным полотном и растущими параллельно ему лесополосами. Вот до нее-то и нет никому никакого дела. Чужая земля, не нужная ни хозяйствующим структурам  в лице агрофирм, ни лесным организациям, ни сельским администрациям, ни кому-либо другому.

А природа тем временем берет свое и по-своему заполняет то, отчего человек по сути давно отказался. Вот и зарастают полосы отчуждения, привольно чувствующим себя здесь бурьяном. Вот и становятся рассадниками колоний кротов, мышей и прочей грызущей все что ни попадет на зуб нечисти. Вот и покрываются молодыми лесками, все ближе и ближе подбирающимися к самому полотну. Да какое там подбирающимися — уже подобравшимися, как, например, в Бараново, где дорога  почти на всем своем протяжении от федеральной трассы до деревни «взята в плен» вездесущим американским кленом, да так, что на ней и двум машинам разъехаться проблематично. А ведь здесь пролегает один из автобусных маршрутов, здесь детей возят в школу, здесь ходят люди, наконец. И позаботиться об их безопасности уже давно пора, только вот кому — пока не совсем понятно. Лесникам? Дорожникам? Экологам? Сельской власти? Аграриям?  Или, может быть, всем вместе? Кто ответит на эти вопросы? Кто возьмет на себя ответственность за полосу отчуждения? Ведь приводить ее в порядок все равно когда-то и кому-то надо уже хотя бы для того, чтобы не случилось беды, чтобы не грянул гром, после  которого креститься зачастую бывает уже поздно. Чтобы видимость здесь была не до ближнего куста, а хотя бы до ближайшего поворота, и люди не шарахались от проезжающих машин в растущие на обочине дебри, а родители не боялись за своих детей, которых может в лучшем случае напугать выскочивший из тех же дебрей какой-нибудь лихач.

И такая проблема, надо полагать, существует не только в Бараново, а везде, где территории между посадками и дорогой и «де-факто», и «де-юре» не принадлежат никому, а значит, и спросить за их состояние не с кого. Нет, кое-где их все-таки пашут и даже засевают культурными растениями. В ООО «Согласие», например, в «Колосе», кое у кого из фермеров. Только это, если честно, скорее исключение из правил, а отнюдь не само правило, поскольку в большинстве своем полосы отчуждения так полосами отчуждения и остаются, не имея ни официального статуса, ни какой-либо принадлежности, ни хозяина. Но оно и понятно — в России-матушке земли много, до полосок ли тут, когда и с более крупными массивами дал бы Бог управиться. Все это, конечно, так. Только хотелось бы все-таки напомнить, что бесхозяйственность еще никогда никого ни к чему хорошему не приводила. Тем более такая бесхозяйственность, которая становится уже опасной.

Н. НИКОЛАЕВ.

Ваш отзыв

Вы должны войти, чтобы оставлять комментарии.