С ЧЕГО НАЧИНАЕТСЯ РЕЧЬ РЕБЁНКА


Развитие каждого малыша включает в себя процесс становления речи, и каждый родитель рано или поздно задумывается: правильно ли формируются речевые навыки ребенка? нет ли необходимости обратиться за помощью к логопеду?

Сегодня мы поговорим о важном периоде развития речи ребенка (от 0 до 3 лет), а также остановимся на участии родителей в этом. Начнем с оценки этапов довербального (доречевого) и начального вербального (речевого) развития.

1 месяц – реакция сосредоточения на речевом общении.  2 месяца – улыбка при общении. 3-4 месяца – оживление при общении со взрослым, гуление, смех. 5 месяцев – дифференциация направления звука, певучее гуление.6 месяцев – лепет. 7 месяцев – готовность к совместной игровой деятельности, ориентация на колокольчик, звучащую игрушку. 8 месяцев – реакция на незнакомое лицо, повторение одинаковых слогов. 9 месяцев – общение с помощью жестов, игра в «ладушки». 10 месяцев – ситуационное понимание обращенной речи, использование 1-2 «лепетных слов», понятных при соотнесении с ситуацией. 11 месяцев – использование 3 «лепетных слов» с соотнесением. 12 месяцев – использование 3-4 «лепетных слов» с соотнесением; понимание простой инструкции, дополняемой жестом. Если данные признаки отсутствуют, ребенок не идет на контакт со взрослым, не обращает внимания на игрушки, не реагирует на голос родителей, то следует обратиться к педиатру. 1 год 3 месяца  – словарный запас увеличивается до 6 слов, ребенок понимает простую инструкцию без жеста. 1 год 6 месяцев – показывает одну из частей тела, словарный запас 7-20 слов. 1 год 9 месяцев – показывает три части тела, начало фразы из 2 слов, словарный запас — около 20 слов. 2 года – показывает 5 частей тела, словарный запас минимум 50 слов; понимает двухэтапную инструкцию, начинает использовать предложение из 2 слов. 2 года 6 месяцев – адекватно использует местоимения я,ты, мне; использует предложение из 2 слов. 3 года – словарный запас до 250 слов и выше, общается предложением из 3 и более слов, использует множественное число существительных и глаголов. Называет свое имя, пол и возраст, понимает значение простых предлогов, выполняет задания типа «положи кубик под чашку», «положи кубик в коробку». Здесь приведены приблизительные показатели речи ребенка до 3 лет. Не следует откладывать поход к специалистам, если вы заметили отклонение от приведенных норм. Особое внимание стоит уделить детям-молчунам: они всё понимают, но молчат, так как нет стимула к речи, или же вообще не понимают обращенных к ним слов. Для того, чтобы оценить понимание речи, посмотрите на следующие показатели. 3-6 месяцев – прислушивается к голосу, адекватно реагирует на интонацию, узнает знакомые голоса. 6-10 месяцев – понимает отдельные инструкции в конкретной ситуации и подчиняется некоторым словесным командам (Поцелуй маму. Дай ручку. Нельзя и т.  п.). 6-12 месяцев – понимает названия отдельных предметов. 12-14 месяцев – показывает их на сюжетных картинках. 15-20 месяцев – узнает их на картинках. 20-24 месяца – понимает обозначаемые на картинках действия и выполняет инструкции типа: Покажи, кто сидит, кто спит. Выполняет двухступенчатую инструкцию: Пойди в кухню и принеси чашку. Понимает значение предлогов в привычной конкретной ситуации:  На чем ты сидишь? 2 года 6 месяцев-3 годапонимает прочитанные короткие рассказы и сказки (с опорой на картинку, а затем и без нее).

Если развитие вашего малыша не соответствует данным критериям в полной мере – не следует отчаиваться, возможно, сказываются индивидуальные особенности, в дальнейшем всё станет на свои места. Если же отклонения значительны – обратитесь к специалисту. (Продолжение темы — в следующих выпусках рубрики).

М. АНОХИНА,

учитель-логопед, с. Измалково.

This entry was posted in Общество. Bookmark the permalink.

Добавить комментарий