СЕЛЬСКАЯ ШКОЛА: ШАНСОВ НЕТ?


Грустная тенденция наблюдается в нашей стране: исчезают сельские школы. Редко кто сегодня осознаёт масштаб этой проблемы. Примерно каждое третье-четвёртое такое учебное заведение сегодня закрывается. Речь идёт, в первую очередь, о малокомплектных школах. Проблема в том, что закон «Об образовании» запрещает их закрытие без согласия жителей села, но чиновники нашли лазейку обойти его. Теперь такие образовательные учреждения закрывают под видом реорганизации или присоединения к школам, которые находятся в более крупном населённом пункте.

Вот под такую реорганизацию и попала школа, в которой я работала. Конечно, родители, жители пытались отстоять своё учебное заведение, но безрезультатно, хотя нет, результат есть: оставили начальную школу, что для детей и для села в принципе неплохо. И это всё благодаря стараниям главы Измалковского района В. Коршикова, начальника РОНО М. Поповой и главы Слободского поселения Е. Хорошилова. Это они нашли средства, чтобы школьники младших классов посещали свою школу, а не ездили за 17 км. Но остальные учащиеся все-таки будут учиться в райцентровских школах.

Конечно, можно говорить, что в них, где преподаётся полный комплект предметов, где есть все учителя, хорошее материально-техническое оснащение, качество образования без вопросов лучше. Но надо учитывать также, что есть масса других проблем. Например, как дети будут добираться до Измалково? Программа «Школьный автобус», которая действительно заработала и с помощью которой появилась возможность возить детей в более совершенные образовательные учреждения, имеет и «обратную сторону медали». Время идёт, уже сейчас автобусы стали ломаться, а что будет через 3-5 лет?

Следующая проблема — дороги. Многие из них не соответствуют современным требованиям. А задумывался ли кто, что в осенне-зимний период наши дороги сельскохозяйственного использования представляют серьезную опасность для перевозки пассажиров, тем более — детей.

В следствие закрытия школ возникает и ещё одна очень серьезная проблема — трудоустройство высвобождающихся учителей. Хотя этот вопрос как бы и решается, но, как правило, учителям предлагается работа порой далеко от дома и с низкими заработками, а ведь у них есть семьи.

В связи со всеми этими проблемами малокомплектные школы должны финансироваться в соответствии с реальными потребностями. Принцип подушевого финансирования в сельских школах совершенно неуместен. А сохранить их нужно любой ценой. К сожалению, потери здесь неизбежны, так как есть такие школы, где учителей осталось больше, чем детей. Но за остальные все-таки надо бороться. Как говорит президент Д. А. Медведев: «Закрытие на селе школы — это деградация села, просто село исчезает». Но губительные дела тем не менее идут своим чередом. И ничего пока не мешает закрытию школ. Надо бы прекратить этот процесс и срочно исправить ошибку, пока ещё не совсем поздно.

Ведь ещё лет пять-десять, и на многих деревнях можно уверенно будет поставить крест. А уничтожив деревню, мы уничтожим и Россию, поскольку будут подрублены вековые корни государства. Наоборот, все силы и средства надо бы срочно направить на возрождение российской деревни. Построить дороги, дома, социально значимые объекты, сделать жизнь не хуже, чем в городе. И тогда люди будут оставаться в селе, у них будет постоянная работа, улучшатся показатели демографических процессов. Ведь в настоящее время сельская семья перестала быть многодетной. И на это есть множество причин, в первую очередь — экономическая, связанная со снижением уровня жизни. А еще — морально-психологическая: редкие семьи готовы сегодня к воспитанию нескольких детей, а большая часть людей не уверена, что их потомков ждёт хорошее будущее. А уверенность в этом должно дать государство. Оно должно быть очень заинтересовано в сохранении деревни и людях, ее населяющих. Ведь, что ни говори, а истоки государственности именно на селе берут начало…

Н. ПОДКОЛЗИНА.

This entry was posted in Общество. Bookmark the permalink.

Comments are closed.