полоса

СЕМЬЯ И ШКОЛА

 

ВАЖНО НЕ ТОЛЬКО ЗНАТЬ ПРИЧИНЫ, НО И СОВМЕСТНО РЕШАТЬ ПРОБЛЕМЫ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ

«Семья — это та сказочная пена морская, из которой рождается красота, и если нет таинственных сил, рождающих эту человеческую красоту, функция школы всегда будет сводиться к перевоспитанию».

                                                  В. А. Сухомлинский.

«На родителях, на одних родителях лежит священнейшая обязанность сделать своих детей ЧЕЛОВЕКАМИ… Кто не сделался, прежде всего, ЧЕЛОВЕКОМ, тот плохой гражданин».

                                                        В. Г. Белинский.

Ведущая роль семьи в воспитании детей определена в Законе РФ «Об образовании», в части ст. 18 говорится, что именно родители являются первыми педагогами и обязаны заложить основы разностороннего развития ребёнка. Горячая, нежная, прочная привязанность членов семьи — эта живительная почва, на которой расцветает Личность. Семья как духовная сущность помогает ребенку, подростку, молодому человеку двигаться к согласию, взаимопониманию, учит поддерживать друг друга энергией вдохновения.

Статистика показывает, что средняя российская семья пока не способна качественно выполнять свою социализирующую роль, а в последнее время очевидно резкое падение ее воспитательных функций. Практика показывает, что большинство родителей на разных этапах развития ребенка испытывают различные трудности.

Взаимоотношения в семье — дело тонкое, деликатное. В зависимости от образованности родителей, их воспитания, культуры, авторитета каждого из родителей сила семейного влияния на ребенка может возрастать или ослабевать. Именно в семье закладываются тип структуры будущего поведения, характер и интеграции (или адаптации) индивида в обществе. Чем более конфликтной, проблемной будет семья, тем конфликтнее будет вхождение ребенка в социальную структуру общества.

Потребность ребенка в эмоциональном контакте со взрослыми не является врожденной, а формируется социальным путем в процессе общения. Если же детей окружает равнодушие родителей, близких, то неудовлетворенность потребности в эмоциональном плане ведет к формированию отрицательных черт характера. Впоследствии ребенок чувствует себя ненужным, непонятым в семье и ищет понимания, общения, чувства своей значимости, уходя на улицу, в дворовые компании, в неформальные организации, где формой самоутверждения становятся грубость, агрессия, жестокость.

В тех семьях, где отношения носят внешний характер (родители заботятся о питании, одежде, в курсе о поощрениях и выговорах, получаемых ребенком в школе и не только), ребенку не с кем поделиться своими ощущениями, проблемами, переживаниями. В этом случае замедляется развитие личности в целом. Есть семьи, в которых реализация родительских жизненных целей важнее, чем родительские чувства. И вновь мучительные детские переживания накладывают отпечаток на всю дальнейшую жизнь ребенка, ЧЕЛОВЕКА. Дети сегодня, сейчас ищут ответы на важнейшие вопросы: КТО Я?, КАКОЙ Я?, ЗАЧЕМ Я?, ЧТО ТАКОЕ ЖИЗНЬ? ЧТО ТАКОЕ СМЕРТЬ?

К сожалению, немало у нас семьей, которые не смогут никогда дать своим детям ответы на эти вопросы. Зато дети ежедневно видят пьянство, скандалы, разгульный образ жизни родителей.

«Жизнь убеждает в том, что если ребенок не знает труда, одухотворенного идеей творения добра для людей, его сердцу чужда тонкость, он огрубевает и воспринимает чуждые приёмы: окрик, принуждение, наказание. Отсюда грубость, разрушительные инстинкты подростков. Вот почему я стараюсь, чтобы детские годы мои будущие подростки переживали вдохновение красотой, чтобы источником их чувств был личный труд», — писал В. А. Сухомлинский.

Когда ученик видит, что он делает нужное и важное дело не только для себя, но и для других, он учится быть трудолюбивым, уважать труд других людей, у него формируется осознанная работоспособность.

Безусловно, велика роль общества, СМИ, среды, в которой мы живём. Но «если бы родители и педагоги прилежно воспитывали чад своих, то не нужны были бы ни суды, ни тюрьмы, ни детские дома», — говорил богослов Василий Великий, а мыслитель XX в. Дмитрий Лихачев считал, что «воспитанный человек — это тот, кто хочет и умеет считаться с другим… Это тот, кто в равной степени вежлив и со старшим, и с младшим годами, и по положению».

Огромную воспитательную роль в становлении гражданственности личности играют учреждения образования. Разумеется, им приходится не только воспитывать, но и перевоспитывать детей из неблагополучных семей, а также влиять на изменение жизненных ценностей самих родителей.

Сотрудничество семьи и школы становится все более актуальным и востребованным.

Все мы, педагоги, — ещё и матери, отцы, дети. Нет более близких и дорогих людей у каждого из нас, чем отец и мать. Нет более дорогого и близкого существа для матери и отца, чем их сын или дочь. Но эта любовь, это чувство духовного единения, не появляется само собой. Оно — результат великого труда по созданию нового ЧЕЛОВЕКА, ЧЕЛОВЕКА-ГРАЖДАНИНА, так как «Ум воспитывается умом, совесть — совестью, преданность Родине — действенным служением Родине».

А. БАЧУРИН,

учитель средней школы с. Преображенье.

Ваш отзыв

Вы должны войти, чтобы оставлять комментарии.