ШКОЛА НРАВСТВЕННОСТИ Л. Н. ТОЛСТОГО В НАУЧНЫХ ТРУДАХ НАШЕГО ЗЕМЛЯКА

 

9 сентября исполнилось 185 лет со дня рождения Л. Н. Толстого, но наследие Льва  Николаевича остается  актуальным для изучения нашими современниками.  Совсем  недавно в Межпоселенческой библиотеке им. В. А. Дрокиной прошла встреча с автором научных трудов по философскому-педагогическому наследию  великого писателя, ректором Московского государственного областного гуманитарного института, профессором, заслуженным работником высшей школы РФ, нашим земляком Алексеем Алексеевичем Шаталовым.

А. А. Шаталов родился в деревне Кошкино. Свой трудовой путь начинал он учителем Каменской сельской школы, потом работал  заведующим роно, заместителем председателя исполкома райсовета. Еще в студенческие годы во время первого посещения Ясной Поляны особый интерес у Шаталова вызвало гениальное творчество  великого мыслителя. Глубокое изучение вклада Л. Н. Толстого в разработку и реализацию идеи русской народной школы и стало предметом кропотливой работы с последующей защитой докторской диссертации «Проблемы народной школы в педагогике Л. Н. Толстого». Учителям, преподавателям вузов хорошо известны научные  труды профессора Шаталова, разработанные им учебные пособия.

FOTO-302Ценным подарком  для нашей библиотеки стали книги А. Шаталова с дарственной надписью автора. Так в книге «Педагогика Л. Н. Толстого» раскрывается широкий круг теоретико-методических и организационно-педагогических проблем, связанных с обучением и воспитанием личности. Л. Толстой разработал целостную системообразующую концепцию о воспитании  человека. В ее основе такие основополагающие принципы как природосообразность, народность, религиозная нравственность и свобода.

В учебном пособии «Л. Н. Толстой и народная школа» автором предпринята  попытка исследовать положения педагогической теории и практики Л. Н. Толстого. Толстой  стремился обосновать такую модель школы, которая соответствовала бы историческим и национальным FOTO-300особенностям русского народа. В воспитание детей  он вложил свой могучий талант и получал наивысшее от этого удовлетворение. «Вы знаете, что такое  была для меня школа, с тех пор как я открыл ее, — писал он двоюродной тетке А. А. Толстой, — это была вся моя жизнь, это был мой монастырь, церковь, в которой я спасался и спасся от всех тревог, сомнений и искушений жизни».

В предлагаемой читателю книге А. Шаталова «Л. Н. Толстой о воспитании человека» систематизированы высказывания великого мыслителя, писателя и педагога Л. Н. Толстого о проблемах, связанных с образованием, воспитанием и самосовершенствованием человека. Самой важной из всех наук он считал «науку о том, как жить людям друг с другом». Он FOTO-301утверждал, что «все, что соединяет людей, есть добро и красота, все, что разъединяет их, есть зло и безобразие». Гуманистические основы педагогики Толстого неисчерпаемы. Они являются неиссякаемым источником духовности, нравственности, человеколюбия не только для нынешних, но и будущих поколений.

Эти книги, несомненно, представляют интерес для педагогов образовательных учреждений, учащихся, студентов, а также  специалистов, работающих в сфере народного образования. Вы можете их взять в нашей библиотеке.

Н. БАРКОВА,

библиограф Межпоселенческой библиотеки им. В. А. Дрокиной.

This entry was posted in Культура. Bookmark the permalink.

Добавить комментарий