СИМВОЛ СВОБОДЫ НЕСВОБОДНОГО ПОКОЛЕНИЯ


…Я когда-то умру, мы когда-то всегда умираем.

Как бы так угадать, чтоб не сам, чтобы в спину — ножом.

Убиенных щадят, отпевают и балуют раем…

Не скажу про живых, а покойников мы бережём…

Насколько правдивы и хлёстки слова Высоцкого. И не только эти. Все без исключения его стихи и песни, роли, сыгранные в кино и театре, — всё то, что оставил в наследство именитый бунтарь и поэт, актёр и бард, пронизано жгучей болью, борьбой противоречий и непримиримостью к идеологическим устоям страны победившего социализма. Нелепая закономерность – мы ценим тех, кого теряем – давно стала правилом повседневности, из которого, увы, не стал исключением и сам Высоцкий. В его душе буйствовало жаркое пламя, сила и свет которого оценены по достоинству только спустя годы после смерти яркого поэта…

1 декабря состоялась премьера художественного фильма «Высоцкий. Спасибо, что живой», названного ярким событием в культурной жизни года уходящего. На широком экране перед зрителем предстал кинообраз выдающегося человека — бесконечно усталого, истерзанного размышлениями и сомнениями, но отдающегося без остатка своему преданному и благодарному слушателю —  печальной правде нескольких дней жизни Владимира Семёновича за год до смерти. Узбекистан, клиническая смерть, оковы морфия, гнетущие предчувствия – затаив дыхание, от начала до конца фильма наблюдаешь за развитием событий…

Современники Высоцкого вновь окунулись в уже забываемую  эпоху «застоя», в которой, как показала история, было всё же много хорошего. «Застой», собственно, заключался как раз в отсутствии каких-либо потрясений в политической жизни страны, в социальной стабильности и относительно высоком уровне жизни. Простых людей мало интересовали реформы в экономике, которых, к слову, и не было по причине зависимости той же экономики от экспорта полезных ископаемых. Политологи связывают стабильность того времени с нефтяным бумом 1970-х. Но суть не в этом, а в том, что трудящиеся массы, как теперь говорят, жили-были  приблизительно одинаково средне. Крепко подвыпивший человек, не добравшись до нужного этажа, мог ошибочно вломиться к соседу снизу и долго доказывать ему, что квартира эта – его собственная: вот и сервант, и диван, и чёрно-белый телевизор «Юность» в углу — всё до боли знакомое, а главное, заработанное трудовыми мозолями. И ничего зазорного не было в том, что в квартирах на всех этажах — абсолютно идентичная обстановка. Так тогда жили советские люди, никто не прятался за стальными дверями,  гостям были всегда искренне рады: хлеб-соль и всё самое лучшее. В общем, довольствовались малым, участвовали в соцсоревновании трудовых коллективов, а критиковать власть и уж тем более менять существующий уклад – и не помышляли. Самые бойкие и прыткие, остограмленные водочкой или спиртным собственного изготовления, ограничивались «кухонными» дебатами, после которых «плыли» дальше по течению. В этом направлении двигались многие, но не Высоцкий. Он сметал на пути силой характера и глубиной разумения все общепризнанные и общепринятые постулаты тогдашней политической системы и обывательского мышления. Поколение советских людей называют несвободным, прежде всего, от идеологии того времени, которая, подобно карточному домику, разрушилась при первом дуновении  «апрельского ветра» многообещавшей горбачевской «перестройки». В том что идеология эпохи  Л. Брежнева была далека от совершенной, маскировала и делала менее заметными проблемы людей, обостренно чувствовал Высоцкий не только на уровне подсознания, но и всеми фибрами души. Он  беспощадно изобличал  и бичевал пороки и власти, и общества, делая это дерзко, метко, образно. Его не запрещали, но и не разрешали. Но настало-таки время, когда хриплая правда Высоцкого заполнила улицы и дворы, лилась из форточек каждой квартиры. Мой отец слушал эти песни запоем, пластинок с голосом талантливого автора  и исполнителя у нас было множество, и выставлены они были с особой гордостью на видном месте такого же серванта, какие были у большинства советских людей. Яркое воспоминание из детства: летний вечер, мама ведёт меня за руку из детского сада, подходим к дому, а из нашего окна с развевающейся шторой доносится знакомое: «Я коней напою, я куплет допою…»

Он не допел. Но его образ, стихи и песни живы в благодарной памяти людей. Они актуальны и сегодня, и будут актуальны очень долго, звуча всякий раз уже как бы  по-новому: слова четко выверены и всегда злободневны…

Вокруг фильма, сценарий которого написал сын Высоцкого Никита, уже много кривотолков,  спорят критики. Это их трудности. Зритель же благодарен за подаренную возможность видеть на экране живым любимого актёра и поэта, поклонников которого много и среди сегодняшней молодёжи. И по большому счёту, не так важно, кто именно сыграл роль великого барда. Правильно поступили создатели фильма, не написав в титрах его имени. Интрига эта сохранена даже для тех, кто работал на съёмочной площадке. Очевидно одно: проделана большая работа, призванная не просто пересказать чьи-то воспоминания, а заявить во всеуслышание всему миру о сильном, выдающемся человеке – Владимире Высоцком.

Ю. МИРОШНИЧЕНКО.

НА СНИМКЕ: кадр из фильма.

This entry was posted in Разное. Bookmark the permalink.

Добавить комментарий