Трудовая, но уже электронная

foto-071Наверняка все слышали о том, что с начала этого года в нашей стране вводятся электронные трудовые книжки. Ожидается, что новый формат хорошо знакомого всем работающим россиянам документа обеспечит постоянный и удобный доступ работников к информации о своей трудовой деятельности, а работодателям откроет новые возможности кадрового учёта. Об особенностях перехода на электронные трудовые книжки редакции «Сельского Восхода» рассказала специалист-эксперт Клиентской службы в Измалковском районе управления Пенсионного фонда в г. Елец Любовь Симонова.

ЮЛИЯ ЗИМИНА

— Любовь Ивановна, как будет выглядеть электронная трудовая книжка и где сможет её посмотреть работающий человек?

— Электронная трудовая книжка не предполагает физического носителя и будет реализована только в цифровом формате. Просмотреть сведения электронной книжки можно будет в личном кабинете на сайте Пенсионного фонда России или на портале Госуслуг, а также через соответствующие приложения для смартфонов. При необходимости сведения электронной трудовой книжки будут предоставляться в виде бумажной выписки. Предоставить её сможет нынешний или бывший работодатель (по последнему месту работы), а также управление Пенсионного фонда России и Многофункциональный центр госуслуг (МФЦ). Услуга предоставляется экстерриториально, без привязки к месту жительства или работы человека.

— В данном случае в чём всё же преимущества электронного формата перед бумажным?

— Они очевидны. Давайте попробуем их перечислить: удобный и быстрый доступ работников к информации о трудовой деятельности; минимизация ошибочных, неточных и недостоверных сведений о трудовой деятельности; дополнительные возможности дистанционного трудоустройства; снижение издержек работодателей на приобретение, ведение и хранение бумажных трудовых книжек; дистанционное оформление пенсий по данным лицевого счёта без дополнительного документального подтверждения; использование данных электронной трудовой книжки для получения государственных услуг; новые возможности аналитической обработки данных о трудовой деятельности для работодателей и госорганов; высокий уровень безопасности и сохранности данных.

— Каким будет переход на электронные трудовые книжки? Понятное дело, процесс довольно сложный и не сиюминутный…

— Для всех работающих граждан переход к новому формату сведений о трудовой деятельности добровольный и будет осуществляться только с согласия человека. Единственным исключением станут те, кто впервые устроится на работу с 2021 года. У таких людей все сведения о периодах работы изначально будут вестись только в электронном виде без оформления бумажной трудовой книжки. Остальным гражданам до 31 декабря 2020 года включительно необходимо подать письменное заявление работодателю в произвольной форме о ведении трудовой книжки в электронном виде или о сохранении бумажной трудовой книжки. Россияне, которые подадут заявление о ведении трудовой книжки в электронном виде, получат бумажную трудовую на руки. При выдаче трудовой книжки в неё вносится запись о подаче работником соответствующего заявления. При сохранении бумажной трудовой книжки работодатель наряду с электронной продолжит вносить сведения о трудовой деятельности также в бумажную версию. Для работников, которые не подадут заявление в течение 2020 года, несмотря на то что они трудоустроены, работодатель также продолжит вести трудовую книжку на бумаге.

— Что нужно знать работодателям? У них, наверняка, появляются новые обязанности…

— С 1 января 2020 года введена обязанность для работодателей ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором осуществлено кадровое мероприятие (приём, перевод, увольнение), либо работником подано заявление о выборе ведения сведений о трудовой деятельности, представлять в Пенсионный фонд России сведения о трудовой деятельности (форма СЗВ-ТД, утверждённая Постановлением Правления ПФР №730п от 25.12.2019 г.), на основе которых будут формироваться электронные трудовые книжки россиян. При представлении указанных сведений впервые в отношении зарегистрированного лица страхователь одновременно представляет сведения о его трудовой деятельности по состоянию на 1 января 2020 года у данного страхователя. Передача сведений будет реализована в рамках существующего формата взаимодействия работодателей с территориальными органами Пенсионного фонда. Начиная с 1 января 2021 года в случаях приёма на работу или увольнения сведения о трудовой деятельности должны будут представляться организацией-работодателем в Пенсионный фонд не позднее рабочего дня, следующего за днём издания документа, являющегося основанием для приёма на работу или увольнения.

— Иными словами, у работодателей есть время — в течение этого года — для того, чтобы основательно подготовиться к переходу на электронные трудовые книжки…

— Работодатели в течение 2020 года должны сделать немало, а именно: 1) принять или изменить локальные нормативные акты (при необходимости) с учётом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации (при его наличии); 2) подготовить и обсудить с уполномоченными в установленном порядке представителями работников изменения (при необходимости) в соглашения и коллективные договоры в порядке, установленном Трудовым кодексом Российской Федерации; 3) обеспечить техническую готовность к представлению сведений о трудовой деятельности для хранения в информационных ресурсах ПФР; 4) уведомить до 30 июня 2020 года включительно каждого работника в письменной форме об изменениях в трудовом законодательстве по формированию сведений о трудовой деятельности в электронном виде, а также о праве работника сделать выбор, подав письменно одно из заявлений о сохранении бумажной трудовой книжки или о ведении трудовой книжки в электронном виде. При сохранении работником бумажной трудовой книжки работодатель наряду с электронной книжкой продолжит вносить сведения о трудовой деятельности также в бумажную; право на дальнейшее ведение трудовой книжки сохраняется при последующем трудоустройстве к другим работодателям; сохраняется право в последующем подать работодателю письменное заявление о ведении трудовой книжки в электронном виде.

— Расскажите об обязанностях и полномочиях работодателя при ведении электронных трудовых книжек.

— Работнику, подавшему письменное заявление о ведении трудовой книжки в электронном виде, работодатель выдаёт трудовую книжку на руки и освобождается от ответственности за её ведение и хранение. При выдаче трудовой книжки в неё вносится запись о подаче работником такого заявления. Лицам, впервые поступающим на работу после 31 декабря 2020 года, сведения о трудовой деятельности будут вестись только в электронном виде без оформления бумажной трудовой книжки. При заключении трудового договора лицо, поступающее на работу, предъявляет работодателю сведения о трудовой деятельности в бумажном или электронном виде вместе с трудовой книжкой или взамен её. Сведения о трудовой деятельности могут использоваться также для исчисления трудового стажа работника, внесения записей в его трудовую книжку (в случаях, если на работника ведётся трудовая книжка в бумажном виде) и других целей в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. В случае выявления работником неверной или неполной информации в электронной трудовой книжке, работодатель по письменному заявлению работника обязан исправить или дополнить сведения о трудовой деятельности и представить их для хранения в информационных ресурсах Пенсионного фонда России.

Работникам, на которых не ведётся трудовая книжка на бумаге, работодатель обязан предоставить сведения о трудовой деятельности (форма СЗИ-ТД) за период работы у данного работодателя способом, указанным в заявлении работника (на бумажном носителе или в электронном виде, подписанные усиленной квалифицированной электронной подписью (при её наличии у работодателя) в период работы не позднее трёх рабочих дней со дня подачи этого заявления, а при увольнении — в день прекращения трудового договора.

Такое заявление работник может подать на бумаге или в электронном виде, направив его по адресу электронной почты работодателя в порядке, установленном работодателем. В случае, если в день прекращения трудового договора работнику невозможно выдать сведения о трудовой деятельности у данного работодателя в связи с отсутствием работника либо его отказом от их получения, работодатель обязан направить работнику такие сведения на бумажном носителе по почте заказным письмом с уведомлением.

Работодатель несёт ответственность: за задержку по своей вине выдачи трудовой книжки или предоставления сведений о трудовой деятельности при увольнении работника; за внесение в сведения о трудовой деятельности неправильной или не соответствующей законодательству формулировки причины увольнения работника; за непредставление в установленный срок либо представление неполных и (или) недостоверных сведений о трудовой деятельности в территориальный орган Пенсионного фонда.

— Легко представить себе первую реакцию работодателей на такие новшества. Можно не сомневаться: вопросов будет много. Куда обращаться за дополнительными разъяснениями?

— По всем возникающим вопросам можно и нужно обращаться к нам: в Клиентскую службу (на правах группы) в Измалковском районе, находящуюся по адресу: с. Измалково, ул. Ленина, д. 7. Телефоны для справок: 8 (47478) 2-11-73, 2-12-11.

 

This entry was posted in Актуально, О ВАЖНОМ, Социум. Bookmark the permalink.

Добавить комментарий