УЧИМСЯ ИСКУССТВУ ОБЩЕНИЯ


У каждого из нас в течение дня происходят десятки встреч с разными людьми. И всякий раз наше настроение, самочувствие, работоспособность во многом зависят от того, приветливы ли мы были, доброжелательны или раздражительны и грубы. Иногда люди говорят одни и те же слова, но в одном случае у них устанавливаются с собеседником хорошие отношения, а в других — приводящие к ссорам, конфликтам. Среди окружающих нас людей есть такие, которые могут вспыхнуть, вспылить от одного слова. Одни всегда и во всем соглашаются, другие всегда готовы спорить. Есть такие, которые обижаются из-за пустяков, есть хвастливые, самодовольные. Все мы неповторимые, и с каждым надо вести себя по-разному. Найти верную линию поведения не так-то просто. Для этого необходимо учиться искусству общения.

Третьеклассникам МБОУ СОШ с. Афанасьево в этом помогают занятия внеурочной деятельности по развитию речи. Решая проблемные ситуации, ребята сформулировали главное правило общения – взвешивать каждое слово, понимая силу его воздействия на человека: «Словом можно убить, словом можно спасти…». Шамоян Ханна, Факащук Жанна и Амирастанова Ася с помощью родителей готовили сообщения, в которых знакомили одноклассников с главными правилами общения, предложенными психологом Д. Карнеги. Панова Ангелина рассказала товарищам легенду об Эзопе, в которой раскрывается значение языка. Глубокие, мудрые нравственные правила общения нашли отражение в устном народном творчестве. Многие мои воспитанники приняли участие в конкурсе пословиц и поговорок о языке. Лучшими оказались работы Алексеевой Елизаветы и Будкина Михаила. Умение использовать интонацию, логическое ударение, паузы, жесты, мимику, позволило Дёшиной Юлии стать победителем муниципального и участником областного конкурса чтецов.

На занятиях ребята разыгрывают сценки, которые учат их шестому чувству – тактичности. Оно помогает им понять, что нужно человеку, что для него важно, что обидно, в чём он нуждается больше всего. Игровые ситуации служат педагогическим  корректированием практики общения между детьми, обучают их культуре взаимодействия и взаимопомощи.

«Велик и могуч русский язык». Всем известно это мудрое изречение И. С. Тургенева. Но как часто нам не хватает нужных слов, и мы «корчимся, безъязыкие», пытаясь найти то единственное нужное, правильное, точное слово! Внеурочные занятия, знакомя детей с фразеологизмами, синонимами, антонимами, сравнениями, олицетворениями, эпитетами, раскрывают красоту и могущество языка, формируют потребность в его изучении, воспитывают стремление научиться искусно им владеть.

Беседу о языке с ребятами проводил и их духовный наставник отец Алексий. Дети узнали о великом значении языка, с интересом слушали о происхождении слов, готовили сообщения. Но важно, чтобы не только школьники, но и их родители обращали внимание на свою речь, сеяли разумное, доброе, вечное в неустанно учились искусству общения.

Е. ОСЬМУХИНА,

учитель МБОУ СОШ с. Афанасьево.

This entry was posted in Школьная жизнь. Bookmark the permalink.

Добавить комментарий