Виктор ЗАЙЦЕВ: «ПОЧТИ ДВАДЦАТЬ ЛЕТ ВСЁ СВОЁ ВРЕМЯ И СИЛЫ Я ОТДАЮ «АРЛЕКИНУ».

 

foto-767Образцовый детский театральный коллектив при Центре дополнительного образования детей Измалковского района в предстоящем театральном сезоне представит свой 20 полномасштабный спектакль.

Всё началось в 1998 году, когда Виктор Зайцев и Елена Шмелёва, вдохновлённые общей творческой идеей, решили создать на базе ЦДО (в то время Дом пионеров и школьников) свой детский театральный коллектив. Всего за один год им удалось подготовить спектакль по мотивам известного произведения А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане» и защитить звание «образцовый» перед комиссией из Москвы. С тех пор юные измалковские театралы достойно держат эту высокую планку, каждый раз подтверждая своё мастерство победами в конкурсах различного уровня. В чём же главный секрет успеха «Арлекина»? Об этом и многом другом читателям «СВ» в рамках редакционного проекта «Аве, культура!» рассказал его руководитель Виктор ЗАЙЦЕВ:

— Виктор Иванович, вы доказали на деле, что возможно не только создать театральный коллектив с нуля, но и уже на первый порах вывести его в число лучших в регионе. Как вам это удалось?

— Нами двигало желание доказать в первую очередь самим себе то, что не случайные мы люди в этом непростом деле. А если уж браться за такую нелёгкую задачу, то и выполнять её нужно на самом высоком уровне, а не спустя рукава. При этом, учитывая то, что коллектив детский, быть готовым взять на себя двойную ответственность. Чтобы за короткое время сплотить детей и настроить их на продуктивную и слаженную работу, которая стала основным принципом жизни коллектива, нам пришлось выработать особую систему взаимоотношений. Она базируется на грамотном синтезе дисциплины (каждый точно знает, за что он отвечает, будь то реквизит, с которым он работает на сцене, костюм или иной элемент образа и действия) и уютной домашней атмосферы, уважительного отношения друг к другу, заботы и дружеского участия.

— В этом и кроется главный секрет успеха «Арлекина»?

— И в этом тоже. Но всё же основное звено — успешное стремление руководителя объединить в своей работе умения и навыки сразу двух профессий, его талант на «отлично» справляться с двумя ролями одновременно: быть не только отличным педагогом, но и прекрасным актёром. Здесь мало быть просто примером, на который равняются и пытаются подражать (а для детей это свойственно). В работе с юными актёрами важно понять и уловить характер каждого, помочь раскрыть их врождённый потенциал, выстроить их путь из сезона в сезон так, чтобы их миновал главный бич каждого театра — звёздная болезнь, а если «заражения» избежать не удалось, принять своевременные меры, выявив симптомы «заболевания» на самом раннем этапе. Мне кажется, нам с Еленой Ивановной это удаётся. Пусть и бывает, что во время работы мы с ней нередко спорим, но именно в этих спорах и рождаются те самые уникальные идеи по постановке сцен, образам героев и другим нюансам, без которых тот или иной спектакль был бы незавершённым.

— Вы сказали, что стараетесь раскрыть природный потенциал своих воспитанников. А бывает ли так, что к вам приходят дети, у которых нет предрасположенности к игре в театре?

— Бывает. Но мы никогда никого из нашего коллектива не исключаем. При этом среди наших воспитанников нет тех детей, которые сидят без дела, каждому мы стараемся найти роль, чтобы ребёнок чувствовал свою причастность к жизни коллектива, свою значимость и нужность. Случается и такое, что к нам приходят в середине сезона, когда роли уже распределены и начались репетиции. И тогда всё перекраивается: заново перерабатывается весь материал, переписывается сценарий, добавляются новые сцены, чтобы у нашего новичка была возможность присоединиться к общей работе. Кто знает, может этот дебют, который продлиться всего несколько минут, сыграет в жизни ребёнка ключевую роль, станет его стартом на пути к всенародному признанию и славе?!

К нам дети идут не по принуждению, а по собственному желанию. Они гордятся тем, что занимаются в театральном коллективе, который известен во всей области, и стремятся соответствовать заданному их предшественниками уровню с самого первого дня. Мы ценим именно это стремление, сравниваем ребёнка не с его более талантливыми сверстниками, а с ним самим вчерашним, отмечаем каждый его шаг, прогресс каждого дня. Именно такая мотивация вдохновляет и даёт силы двигаться вперёд: желание быть лучше себя прежнего порой раскрывает грани таланта, о которых не догадывались не только мы, преподаватели, но и сам юный актёр.

— Вы стремитесь к тому, чтобы большинство «арлекиновцев» стали профессиональными актёрами, или видите свою основную задачу в чём-то другом?

— Главное, к чему мы стремимся, это научить своих воспитанников чувствовать себя увереннее, уметь преподнести себя в лучшем свете, не бояться общения с незнакомыми людьми, не стесняться публичных выступлений. Это помогает детям не растеряться у школьной доски, чётко и лаконично изложить свою позицию в спорной ситуации, быть лидером среди сверстников. Пусть при выборе дальнейшего жизненного пути он не отдаст предпочтение театру и не станет знаменитым актёром, полученные навыки пригодятся ему ещё не раз в любой выбранной им сфере, будь то педагогика, политика или бизнес. Безусловно, нам очень приятно, если кто-то из наших детей идёт по нашим стопам, но ещё приятней и ценней, когда он просто достигает успеха в любимом деле и при встрече благодарит за те уроки жизни, которые усвоил в «Арлекине».

foto-020— В чём же эта магия театра, которая может столь сильно повлиять на формирование характера ребёнка и его личностный рост?

— Театр — это возможность прожить на сцене хоть и короткую, но другую, чужую жизнь. Это словно погружение в незнакомого тебе человека, желание понять, что повлияло на то или иное его решение. Чтобы вжиться в роль и не отступить от главного канона театра — правдоподобности, искренности и честности, чтобы зритель в зале, почувствовал всю боль твоего героя, всю его безысходность или наоборот безудержную радость и легкость, нужно самим стать этим человеком. Это непросто, но когда удаётся, и рождается та самая магия. Она оставляет отпечаток на душе и в сознании зрителя, заставляя его встрепенуться, задуматься над заданным между строк вопросом, трогает самые сокровенные струны души. Хорошо помню, как мы представляли один из своих спектаклей на военную тематику «Спроси когда-нибудь у трав» в рамках областного Фестиваля «Театральная весна» в с. Хлевное. Тогда наши девчонки настолько вжились в образ, настолько хорошо сыграли, что довели до слёз весь зал. Сам Зябкин прослезился! (Зябкин Виктор Николаевич — председатель Липецкого отделения Союза театральных деятелей РФ, заведующий театральным отделением Липецкого областного колледжа искусств им. К. Н. Игумнова, Заслуженный артист России – прим. Ред.) Но и на актёров эта магия тоже влияет. Я думаю, даже сильнее и глубже, так как каждый из них сам вживается в ту среду и от репетиции к репетиции, от спектакля к спектаклю вновь и вновь переживает чувства своего героя. Чтобы личность ребёнка формировалась цельной и гармоничной мы стремимся подбирать для него разные роли, избегаем клишированных образов, которые могут сыграть злую шутку, породив целый ряд комплексов, имеющих свойство перебираться из детства во взрослую жизнь. Каждый новый образ наших воспитанников не похож на предыдущий. Только так, побывав как на стороне добра, так и на стороне зла, ребёнок сможет различить эту тонкую грань и вовремя остановиться, а значит, и избежать многих ошибок в более зрелом возрасте.

— До нового учебного года осталось чуть больше месяца… Если ли у вас уже творческие идеи на предстоящий сезон?

— Специфика профессии настолько влияет на повседневную жизнь, что не только в книгах и фильмах, но и в бытовых ситуациях изо дня в день подсознательно пытаешься найти образы и смыслы, которые смогут стать ключевой мыслью очередного спектакля. Это словно большой рой пчёл, который неустанно жужжит и жужжит в твоей голове. И нужно изловчиться и выловить из него именно ТУ САМУЮ идею. Сейчас я нахожусь именно на этом этапе. В процессе поиска порой приходиться пролистывать до 500 сценариев, искать в своем архиве старые журналы и газеты. День за днём. Неделю за неделей. Пока что-то не щелкнет в голове и не появится непоколебимая уверенность в том, что ты держишь в руках именно то, что нужно. То, что сможет зажечь искристый огонёк в глазах моих юных актёров и будет интересно и понятно нашему зрителю. Ведь без зрителя самый лучший спектакль никогда не сможет стать спектаклем.

Записала Надежда ПЕРЦЕВА.

На снимках:

Вклад В.Зайцева в развитие культуры родного края был неоднократно отмечен в районе и области.

Перед премьерой спектакля «Зверёныш», 2013 год. (Фото из архива ОДТК «Арлекин»).

 

About oleg

ответственный секретарь газеты «Сельский Восход»
This entry was posted in АВЕ, культура!. Bookmark the permalink.

Добавить комментарий