ВСЁ ПОМНЯТ ЗДЕШНИЕ МЕСТА

DSC_0070Заключительный, седьмой, выездной маршрут в рамках редакционного проекта «Старость дома не застанет» назывался «Хранители времён» и приглашал активных людей серебряного возраста посетить Пономарёвское и Пречистенское сельские поселения. В этот раз маршрут выпал на снежный будничный день, и не все постоянные участники поездок смогли выбраться из «плена домашних хлопот», но те, кто в это утро всё же пришёл в редакцию «Сельского Восхода», пребывал в прекрасном настроении и в предвкушении очередной интересной поездки.

Главный редактор районки Юлия Мирошниченко пожелала участникам маршрута приятных впечатлений, лёгкой дороги и новых открытий, после чего экскурсионный автобус отправился в путь.

ИСТОРИЯ ХРАНИТ ФАКТЫ

Первой остановкой на пути следования стала деревня Недоходовка Пономарёвского сельского поселения. Здесь людей серебряного возраста встретила библиотекарь Галина Лесных. Свой рассказ она начала с экскурса в историю возникновения сёл Недоходовка и Пожарово, которая уходит корнями в далёкое прошлое и связана с монгольским нашествием на эти земли. Владел ими хан Измаил, которого покорила удивительная природа этих мест. Здесь он и основал своё жилище вместе с женой Гюльнар. Предание гласит, что в один из дней возлюбленная хана отправилась на конную прогулку в сопровождении своего личного стража Хазахмина. Во время своей поездки они посетили незнакомое им прежде селение.

Хазахмин был известен своим суровым нравом и жестокостью. Для того чтобы показать Гюльнар свою силу, он начал заставлять местных жителей вставать на колени и низко кланяться своей повелительнице. А если кто-то не очень низко склонял голову к земле, Хазахмин тут же наскакивал, топтал лошадью и неистово бил плетью. В какой-то момент один из местных жителей не выдержал этого жестокого издевательства.

Он выхватил кол из тына (частокола или забора из вертикальных брёвен или жердей) и проломил им голову Хазахмина. Гюльнар пришла в ужас и унеслась прочь. Прискакав к своей юрте, она оглянулась и увидела скачущего следом коня, на боку которого висело бездыханное тело её стража. Хан Измаил жестоко наказал жителей за такую небывалую дерзость. Он приказал умертвить всех взрослых в селении, их избы и гумна (огороженный участок земли в крестьянском хозяйстве, предназначенный для хранения, молотьбы и другой обработки зёрен хлеба; в гумне могло стоять деревянное сооружение, называвшееся «рига» или «овин», в котором сушились снопы сена и молотилось зерно; для молотьбы зёрен строился и отдельный деревянный сарай, называемый «клуня») поджечь, детей бросить в огонь. Из всех жителей уцелели только лишь дедушка и внук, которые во время бесчинства находились на далёком пастбище с небольшим стадом коз и овец. Они и назвали родное пепелище «Пожарово», а соседнее с ним селение — «Недоходовкой», потому что ордынцы до него не дошли.

DSC_0006 (2)ИЗРАНЕННАЯ, НО НЕПОБЕЖДЁННАЯ

Историческая достопримечательность села Пожарово — полуразрушенная церковь Михаила Архангела, почитаемого народом 21 ноября (в Михайлов день), покровителя воинства, защитника обиженных, униженных и оскоблённых, а также борца за веру против ложных верований и всякой ереси. Церковь была возведена, приблизительно, в конце XVIII — начале XIX веков. Рядом с ней находилась «поповская» усадьба (здешняя местность до сих пор зовётся в простонародье Поповка). До 1937 года церковь была действующей. Но потом поп был арестован, его дальнейшая судьба неизвестна. Его супруга уехала чуть позже, а их дом некоторое время пустовал. Позднее в нём временно размещались остронуждающиеся в жилье люди, а во время Великой Отечественной войны — эвакуированные из прифронтовой зоны Орловской и других областей.

В ноябре 1941 года, когда здесь проходила линия фронта, захватившие село немецко-фашистские войска в церкви «организовали» свою огневую точку: пулемёты стояли и внизу, и вверху — на колокольне. Но церковь, в результате боя, хоть и пострадала, но устояла. Страшное с ней, по словам старожилов, случилось после войны, в 50-60 годы, когда в стране шло строительство коммунизма и церковь в селе стала своего рода, «пятном», поэтому её решено было разрушить, а «поповский» дом сжечь. Но церковь снова «не поддалась»: от стены отвалилось только несколько глыб кирпичной клади, которые так и остались лежать на земле, поскольку инициаторы таких дел даже кирпичи не смогли отбить друг от друга. Было решено использовать здание в иных целях: организовать в нём маслодельню. Тогда почти в каждом селе была собственная небольшая ферма (10-15 коров), но объёмов производства молока для маслодельни не хватало. Поэтому до местных жителей власти довели «задание»: у кого имеется в хозяйстве корова, тот должен сдавать 220 литров в год на «нужды государства», и, со слов старожилов, ребятишки каждый день носили двух- или трёхлитровые бидончики с молоком на маслодельню.

Когда в Измалково построили маслозавод, маслодельню пришлось закрыть. Церковь приспособили сначала под птицеферму, позднее использовали как тракторную мастерскую, а уже в 80-е годы, когда в Недоходовке построили отдельную мастерскую, в церкви стали хранить фуражное зерно. Последнее назначение многострадального здания — склад с ядохимикатами. На этом, надо полагать, «осквернения» святыни закончились. Сегодня церковь стоит, как и стояла: «израненная», но непобеждённая…

DSC_0060УСАДЬБА ПОМНИТ, ПОМНИТ ПАРК

Следующей точкой маршрута стало Пречистенское сельское поселение. По «местам памяти» экскурсантов провела его глава Любовь Дядищева. Всего в состав поселения сегодня входят шесть населённых пунктов: сёла Быково (административный центр), Гниловоды, Пречистено; деревни Слобода-Заречье, Хухлово и Бережки.

Первые упоминания о Пречистено относятся к 1615 году и встречаются в книге Гавриила Пясецкого «Исторические очерки города Ливен и его уезда». «Село Пречистенское, под Большим Туровым лесом, на Дайминове колодезе, а в селе церковь Пресвятыя Богородицы, древяна клетцки; строенье той церкви и в церкви образы и свечи и книги и всякое церковное строенье попа Ивана, да в селе двор попов Иванов, да просвирницы Офимьи, да двор Пономарев Карпов, да на погосте живут нищие, питаются от церкви Божией: Микифор Игнатов, Федька Матвеев»... А переписные книги 1678 года сообщают следующие данные: «В селе Пречистенском церковь Пречистыя Богородицы; у церкви поп Роман; «по сказке его, прежсего на церковной земле было 2 двора бобыльских и тех бобылей взял отец ево поп Федор в Чернавской город, неведомо но какому указу, а ныне пусто; помещики все без крестьян и бобылей: Медведев, Кафонов, Щиголев, Иванин, Полунины, Филатов, Теплинские, Агеев». Эта информация говорит о том, что название села происходит от названия церкви Пречистой (Пречистено) Богородицы.

В конце семнадцатого века здесь обосновалась семья Быковых из беглых крестьян, члены которой и стали коренными жителями будущего населённого пункта Быково. Местность была живописной: изобиловала лесами по берегам чистой реки Большой Чернавки. Здесь были развиты рыбачий промысел, охота, выжигание угля. Впоследствии было организовано винокуренное дело.

В середине XIX века в здешних местах поселился купец Савков, который построил двухтурбинную пятиэтажную мельницу, где вырабатывалась вальцовая мука, вывозившаяся на станцию Измалково для продажи на экспорт. Здесь же мололи своё зерно и окрестные крестьяне. Был также посажен парк площадью 33 гектара и заложены два сада: Большой Берёзовый и Малый Берёзовый. За парком в те времена неустанно следили и регулярно убирали. Здесь были тенистые аллеи, удобные беседки и плодовые деревья. В Малом парке располагались теплицы и оранжереи, поэтому даже зимой в усадьбе к столу подавали свежие ягоды. Построил себе купец и дом. Здание было с парадным ходом в сторону речки, конторой, хлебными амбарами и другими крепкими удобными надворными постройками. Усадьба купца стояла, обнесённая каменной стеной с беседками, на каменном фундаменте. Внутри неё был ещё небольшой сад с оранжереей и ягодниками. Имение несколько раз меняло своего владельца, пока после Октябрьской революции не перешло во владение народа. Открывали здесь и детский противотуберкулёзный санаторий Ливенского уездного здравотдела, и Быковскую больницу, а во время Великой Отечественной войны в усадьбе располагался передвижной военно-полевой госпиталь.

В память об умерших здесь солдатах и офицерах здесь установили мемориал с их именами. Как рассказала Любовь Дядищева, мемориал планируется преобразить: установить новые гранитные сооружения и выложить прилегающую территорию тротуарной плиткой.

После экскурсии представители серебряного возраста отправились в местный Дом культуры, где их ожидала концертная программа. Талантливые артисты исполнили весёлые и лирические музыкальные композиции, которые гости мероприятия оценили дружными аплодисментами. По завершении все участники редакционного проекта собрались за чашечкой горячего чая, чтобы поделиться впечатлениями: поездка была полезной, информативной и насыщенной. Ещё один маршрут на территории Измалковского района разработан со знанием дела и всей ответственностью, а значит, туристам будет не просто интересно, но и познавательно проехать здешними дорогами.

Люди серебряного возраста с нетерпением ждут, когда снова смогут собраться вместе, подвести итоги редакционного проекта «Старость дома не застанет» и посмотреть фильм о совершённых поездках.

Виктор ДЁМИН.

 

 

Галина ЛЕСНЫХ,

библиотекарь Пономарёвской библиотеки:

— В нашем поселении есть места, которые хранят память ушедших веков. Например, церковь Михаила Архангела, почитаемого народом 21 ноября (в Михайлов день), покровителя воинства, защитника обиженных, униженных и оскорблённых, а также борца за веру против ложных верований. Существует у нас и легенда об истории возникновения сёл Пожарово и Недоходовка, которая уходит в далёкое прошлое ко временам монгольского нашествия на нашу землю.

 

Нина ШЕЛАРЬ,

с. Измалково:

— Очень важно знать и хранить историю своей земли в её подлинном «виде». А если и начинать переосмысливать её, то только на основе глубокого изучения достоверных источников. Многие люди сейчас смотрят исключительно в будущее и не вспоминают о годах минувших. Но без «фундамента» знаний о пути становления и развития своего государства, о том, что ему пришлось пережить, и опыта предыдущих поколений, «строить что-то новое» — большая авантюра.

 

Анатолий НИКИТЕНКО,

с. Измалково:

— Каждый маршрут оставил у меня глубокие впечатления. Я очень многое узнал об истории и достопримечательностях измалковского края. В каждом поселение есть что посмотреть и чему удивиться. Такие поездки ценны также и общением с единомышленниками. Даже если ты пришёл утром в плохом настроении, то уже после нескольких минут тёплого общения в душевной компании твоё эмоциональное состояние кардинально меняется. Спасибо редакции «Сельского Восхода» за такой замечательный проект!

 

Любовь ДЯДИЩЕВА,

глава Пречистенского сельского поселения.

— Здешние места интересны своей историей. Например, во время Великой Отечественной войны на территории Пречистенского поселения, в усадьбе, построенной купцом Савковым, располагался передвижной военно-полевой госпиталь. В память об умерших здесь солдатах и офицерах был установлен мемориал с их именами. В ближайших планах у нас добавить к нему гранитные плиты, уложить тротуарную плитку, а также продолжить облагораживать прилегающую территорию.

 

Екатерина КОРШИКОВА,

старший инспектор отдела культуры:

— Седьмой маршрут «Хранители времён» стал заключительным в рамках проекта «Старость дома не застанет». Вместе с активными людьми серебряного возраста мы посетили множество живописных и памятных мест измалковской земли, и, по отзывам участников, узнали много нового и интересного о природе и истории малой родины. Мы снова соберёмся все вместе на подведении итогов в районном Доме культуры, где на новом экране будет показан фильм обо всех наших поездках.

This entry was posted in Актуально, В сельских поселениях, Визит, Социум, Старость дома не застанет. Bookmark the permalink.

Добавить комментарий