полоса

ВЗРОСЛЫМ — О ДЕТЯХ


НОВЫЙ ГОД НАСТАЁТ…

Близится пора новогодних праздников, веселых поздравлений и пожеланий. На утренниках дети будут читать старательно Деду Морозу весёлые стихотворения под нарядной зелёной красавицей, чтобы получить сладкую награду. Только все ли услышанное будет понятным почтенному старичку? Разобрать детский каламбур подчас бывает очень трудно…

Какой стих выбрать, чтобы он был малознаком и легок в запоминании? А может, лучше вообще не выходить? Все равно не поймут, ведь пока не все звуки чисто произносит ребёнок. Вот тут и «просыпаются» родители и спешат к логопеду с вопросами: «А что у нас?», «А к празднику успеем?», «Все так серьезно?».

Зная не первый, в общем-то, день, что ребенок разговаривает невнятно, далеко не все мамы и папы тревожатся по этому поводу. Хотя повод для беспокойства самый серьёзный. Следует помнить, что процесс восстановления речи далеко не кратковременный, нужна целая система занятий и упражнений.

Сегодня наш разговор о довольно распространённом дефекте речи — фонетико-фонематическом её недоразвитии (ФФНР). Фонетико-фонематическое недоразвитие — это нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем. Основная причина данного расстройства сводится к нарушенному фонематическому слуху (ФС) — тонкому центральному слуху, обеспечивающему способность дифференцировать звуки родного языка. Базой развития фонематического слуха служат нормальный физиологический слух и сохранность зоны височной доли, отвечающей за восприятие и дифференциацию слуховых раздражений (зона Вернике).

О недоразвитии ФС свидетельствуют примеры замены звуков друг другом по принципу твердости-мягкости; глухости-звонкости, места и способа образования. Преодоление фонетико-фонематического недоразвития достигается путем целенаправленной логопедической работы по коррекции звуковой стороны речи и фонематического недоразвития. Нужно поспешить и начать заниматься сейчас, чтобы к следующему новому году получить самый большой подарок. Ведь восстановление речи занимает немало времени (до 1 года). Не стоит надеяться, что речь сама исправится и восстановится. С возрастом дефекты речи выражаются более ярко. Красивая и правильная речь пригодится малышу. Она выступает одним из показателей готовности ребенка к обучению в школе, залогом успешного освоения грамоты и чтения, ведь письменная речь формируется на основе устной. Дети, страдающие недоразвитием фонематического слуха, становятся нередко потенциальными дисграфиками и дислексиками (детьми с нарушениями письма и чтения).

Думаю, эти советы помогут родителям сориентироваться. Более того, очень важно не только посетить специалиста, но и заниматься с ребёнком дома. Играйте в игры на различение звуков: «Кто какие звуки издает?», «Что упало?», «Угадай, чей голосок». Уделяйте вашему малышу больше внимания, будьте рядом в моменты его первых достижений и радуйтесь вместе с ним!

М. АНОХИНА,

учитель-логопед.

Ваш отзыв

Вы должны войти, чтобы оставлять комментарии.