ЯЗЫК ЕСТЬ ИСПОВЕДЬ НАРОДА

foto-03125 июля 2018 года Госдума РФ приняла законопроект об изучении в школах родных языков. Он предполагает изучение русского языка как родного. С этого учебного года практически во всех школах нашего района введён предмет «Родной (русский) язык». В преддверии Международного дня родного языка редакция «СВ» задала вопросы учителю русского языка и литературы школы с. Чернава, учителю высшей категории, руководителю муниципального методического объединения учителей русского языка и литературы Вере Аносовой.

— Вера Владимировна, предметы «Русский язык» и «Родной (русский) язык» — это одно и то же?

— «Русский язык» и «Родной (русский) язык» — это разные предметы из разных предметных областей, имеющие разные образовательные траектории. Изучают их школьники отдельно. «Родной (русский) язык» — это дополнительное изучение русского языка, направленное не столько на теоретическую, сколько на практическую подготовку детей. С этого учебного года «Родной (русский) язык» стал обязательным для изучения.

— С чем связано введение «Родного (русского) языка» в школе?

— Основного предмета «Русский язык», как оказалось, недостаточно для более полного изучения русского языка детьми в школе. «Родной (русский) язык» ввели в школьную программу для того, чтобы знания детей были более глубокими и были связаны с местными речевыми традициями и литературой родного края. Уроки родного русского языка нацелены на коммуникативные знания и нормы родного языка, на изучение вежливых слов и слов, необходимых при общении. А ещё в русских школах ввели «Родной русский язык» для укрепления практических навыков. Как эксперт при проверке заданий к ЕГЭ по русскому языку в 11 классе я несколько лет подряд наблюдаю, что в экзаменационных работах выпускников много именно речевых ошибок, речевые и грамматические навыки у школьников развиты не очень хорошо. Надеюсь, что введение предметов «Родной (русский) язык» и «Родная (русская) литература» изменит положение в лучшую сторону. Русские люди должны хорошо владеть своей родной речью как устной, так и письменной. Недаром в 9-м, выпускном, классе введено итоговое устное собеседование как допуск к Государственной итоговой аттестации. Цель собеседования — формирование навыков спонтанной (неподготовленной) устной речи.

В нашей стране много республик, много национальностей и народностей. Каждый народ имеет право на изучение родного языка. Жители нашего района также имеют право изучать свой родной язык. Большинство населения района — русские люди и русские ученики. Поэтому родители и учащиеся школ выбрали в качестве родного языка родной (русский) язык. Изучение родного языка входит в обязательную часть школьной программы в рамках предметных областей. Так, в начальной школе вводится «Родной язык» и «Литературное чтение на родном языке», а в среднем звене и старшей школе — «Родной язык» и «Родная литература». Ученики вправе выбрать экзамен по «Родному языку» и «Родной литературе».

— Какие условия должны быть созданы в школах для преподавания родного языка?

— В школах района имеются все необходимые условия для изучения родного языка: компетентные педагоги из числа учителей русского языка и литературы разрабатывают рабочую программу, имеются учебные издания. По изучению родного (русского) языка учебники есть. По родной литературе программа в стадии обсуждения, поэтому учебников пока нет. Учителя эти временные проблемы решают творчески. В крайнем случае, можно пользоваться не отдельным учебником, а уже существующими учебными пособиями, потому что многие материалы перекликаются.

— Каковы основные функции программы «Родной (русский) язык»?

— Программа «Родной (русский) язык» выполняет несколько функций: поддерживает основной курс русского языка; позволяет изучать особенности русского языка в разных регионах (в каждом регионе есть свои языковые особенности, диалекты, орфоэпические и грамматические особенности, всё это является дополнением к тем знаниям, которые получают дети на уроках русского языка). Кроме того, эта программа позволяет усовершенствовать коммуникативные навыки и культуру речи учащихся. Школы нашего района работают по Федеральному государственному образовательному стандарту: в центре внимания учителей — компетентность учащихся, их знание и умение использовать правильные речевые и грамматические нормы языка, орфографическая и пунктуационная грамотность.

— В каких школах района ввели «Родной (русский) язык»?

— Предмет «Родной (русский) язык» ввели практически во всех школах района. Правда, не везде этот предмет введён в одинаковом количестве часов. В отдельных школах его изучают ученики 4 класса, в других школах — 8-10 классы. Где-то введена «Родная (русская) литература», где-то предпочли ввести «Родной (русский) язык». Всё зависит от потребности образовательной организации и от тех задач, которые ставит перед собой учитель (развитие читательских, коммуникативных компетенций).

Записала Валентина СТЕФАНОВА.

 

This entry was posted in Актуально, О ВАЖНОМ, Образование. Bookmark the permalink.

Добавить комментарий