ЖИВУТ ХОРОШО ПОЛТОРА ЗЕМЛЕКОПА…

 

 

В школьном учебнике по алгебре за 5-9 классы попалась на глаза задача: «В результате рационализации производства удалось сократить число рабочих на комбинате. Вместо 1600 их осталось 1200. На сколько процентов сократилось число рабочих?» Ужасают не числа и даже не вопрос задачи. Не выдерживают никакой критики ключевые слова в так называемом условии: «удалось сократить рабочих». В наше время откровенное пренебрежение к  нормам общественной  морали и человеческим ценностям царит повсюду, этим уже никого не удивишь, но неужели цинизм нашел себе надежное пристанище даже в школьных учебниках?

Мне не интересна личность автора-составителя конкретно этой книжицы. Таких «пигмалионов»-учебников и методических пособий сегодня — пруд пруди. От их изобретательности подчас страдают не только дети, но и учителя, ломая голову над тем, какой всё же учебник соответствует задачам образования. Кстати, год издания тоже заставляет задуматься — 2011. Надо полагать, задания для учеников среднего звена тщательно отбирались с учетом внедряемых повсюду оптимизации вместе с модернизацией. Из своего  советского детства невольно вспоминаю яркого мультяшного героя — Витю Перестукина. Размышляя над задачей в Стране невыученных уроков, он нашел эвристический выход из предлагаемой ситуации: «Если три землекопа могут вырыть траншею за один день, то за два дня легко управятся с заданием… полтора землекопа!» А что? Очень даже рационально! То ли шестерых человек  труд оплатить, то ли одного с половинкой? Разница  есть, да еще какая! Принцип тоже понятен, весьма предприимчивый — разделяй и отнимай. Если бы Витя жил реально в наши дни, вне всяких сомнений, такой стереотип мышления пошёл бы ему на пользу. Юмор хоть и черный, но, согласитесь, актуальный…

Всем известно, тот, кто сумеет первым посмеяться над собой, никогда не станет объектом насмешек для других. Ошибки важно увидеть, признать и как можно быстрее исправить. Тем более, если речь идет о деле воспитания подрастающего поколения. Чем была плоха в этом плане советская система? Дети воспринимали яркие образы цветочков, грибочков и бабочек, подрастая, высчитывали проценты повышения производительности труда и роста заработной платы, учились всегда осуждать невежество, беспринципность и хитрость. К сожалению, слишком усложненные нынешние образовательные программы пребывают в состоянии  невесомости от самого главного — как научить ребенка стать не семи пядей во лбу, а просто стать Человеком. Анекдот в тему: «Отец проверяет тетрадку маленького сына и говорит: «Почему ты так неровно пишешь крючочки?» Ответ: «Это не крючочки, папа, это интегралы…»

Современные дети сидят за учебниками и планшетниками до глубокой ночи, в средних и старших классах редко обращаются к родителям за помощью, понимая, что их «база данных» безнадежно устарела, а потому отмежевываются и живут в своем интерактивном мире. Другими словами, идут в ногу со временем, а мамы и папы по инерции плетутся следом, изредка заглядывая в учебники и искренне удивляясь прочитанному в них. Пригодятся ли ученикам во взрослой их жизни приобретенные некогда в оптимизированной школе знания? Вполне может быть. Только мало кто задумывается над тем, что «оперативная память» и «память ребенка» — понятия разные. Есть, правда, одна общая черта: перегружать нельзя ни ту, ни другуюFOTO-987.

Если же вернуться к задаче в учебнике по алгебре, то её контекст можно переиначить. К примеру, летом в детском санатории отдыхали 1600 школьников, а осенью — 1200. На сколько процентов сократилось число отдыхающих в осенний период? На мой взгляд, такой вариант гораздо ближе и понятнее детям. Ведь важно ещё и соблюдать баланс теории и практики. Сегодня речь только и ведется, что о создании новых рабочих мест, о привлечении высококвалифицированных специалистов, о внедрении федеральных программ по развитию различных производств. И темы эти хороши для обсуждения только во взрослой аудитории. Школьные учебники не должны содержать материалы для академических курсов. Или есть какой-то пророческий смысл в словах великого Бернарда Шоу: «Учебник — это книга, не предназначенная для чтения»?

Ю. ЗИМИНА.

This entry was posted in Злободневно. Bookmark the permalink.

Добавить комментарий